Лев Якобсон: «Драйвером развития некоммерческого сектора является прежде всего желание граждан быть полезными своим соотечественникам и своей стране»
Лев Якобсон принял участие в работе XXVI Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) и выступил с сообщением на круглом столе «Оценка воздействия НКО, благотворительной деятельности и волонтерского труда на экономику» в рамках деловой программы форума.
Поддержка некоммерческого сектора, благотворительности и добровольчества стала значимой частью государственной повестки в последние годы. Это создает благоприятные условия для развития сектора. Роль сектора также особенно возрастает в условиях сложных внешних обстоятельств — в такие периоды граждане стали больше вовлекаться в благотворительную деятельность и добровольчество, происходит увеличение количества привлеченных в сферу средств, укрепление некоммерческого сектора, развитие рынка услуг в социальной сфере на конкурентной основе.
Как было отмечено, вклад российских некоммерческих организаций в экономику страны вырос в 2,5 раза за последние 4 года и составил 1,5 % ВВП (около 2 трлн рублей), по данным 2022 года. Как и для чего необходимо оценивать вклад некоммерческого сектора, благотворительности и добровольчества в экономику страны? Какие тенденции можно наблюдать в развитии некоммерческого сектора? Какое влияние оценка будет оказывать на работу некоммерческих организаций? Как государство может стимулировать некоммерческий сектор, чтобы его вклад в экономику страны повышался? Эти и другие вопросы стали лейтмотивом дискуссии участников круглого стола.
Прежде всего Лев Якобсон, вице-президент Высшей школы экономики, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, подчеркнул, что очень важно оценить ту работу, которую провел Росстат: «Как экономист, я понимаю, насколько важно само знание, которое мы получили, опираясь на эту работу. А цифра в 1,5% для такой огромной экономики, как наша, действительно значимая». Как отметил эксперт, с учетом волонтерского труда даже получается цифра в 2%, что серьезно. Вместе с тем, например, в Канаде вклад НКО с учетом волонтерского труда в ВВП составляет 8%, в Бразилии — 4,5%, но и нашему сектору не надо «прибедняться». Скажем, в Чехии этот показатель находится приблизительно на том же уровне, что и в РФ, а в Польше он еще ниже.
По мнению Льва Якобсона, очень верно модератором был поднят вопрос о перспективах роста: «Есть ли куда расти? Уверен, что есть и вот почему. Данные мониторинга гражданского общества, который уже более полутора десятка лет ведет Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, показывают, что неформальная, никем не неорганизованная общественная активность российских граждан очень высока. В разных видах помогающего поведения, таких как помощь поступками, вещами и деньгами, участие россиян составляет от 60 до 70 %. То есть определенно более половины населения страны так или иначе вовлечены в активность такого рода. Значит, проблема не в личных качествах людей, а в том, что есть резервы. Резервы институциональные — и на стороне самого сектора, и на стороне государства. Можно очень многое сделать, чтобы такое поведение направить в правильное русло. Почему? Потому что в случае организованных вариантов, все это более эффективно, и мы тоже это изучаем, — то есть деятельность становится более целенаправленной, да и от объединения как такового появляются дополнительные эффекты. Соответственно, здесь есть абсолютно реальная задача, и цифры, о которых мы говорим, демонстрируют значимость этой задачи. Как и то, что уже сделано, а сектор достиг определенной зрелости (и такого положения не было еще лет 10–15 назад). Можно сделать вывод о том, как много нереализованного потенциала есть у наших граждан».
Отвечая на вопрос, каковы же драйверы развития некоммерческого сектора, Лев Якобсон заметил, что они во всех странах одинаковые: «Люди хотят быть общественно активными, и это естественно, что граждане хотят приносить пользу своим соотечественникам и приносить пользу своей стране. И у нас в стране эта внутренняя интенция “быть полезными” ничуть не меньше, чем в других развитых странах. Вопрос в том, насколько рационально обустроена эта площадка проявления общественной активности, альтруизма, самоорганизации. Если говорить в целом о развитии некоммерческого сектора с начала 90-х годов, можно уверенно сказать, что произошли гигантские сдвиги — и мы не хуже многих других стран, но могли бы быть в числе лидеров. Чего не достает? Несмотря на огромную поддержку государства, работу Минэкономразвития России в этом направлении, сохраняется некоторая настороженность со стороны госорганов по отношению к третьему сектору, которая особенно заметна, если смотреть на ситуацию в разных регионах. Думается, такой настороженности было бы меньше, если бы целенаправленно выстраивались среднесрочные и долгосрочные отношения».
Чего же не достает самому сектору? Прежде всего — прозрачности (хотя и в этом произошел большой сдвиг). 2/3 населения говорят, что если бы НКО больше публиковало достоверных отчетов о своей деятельности, то они больше бы им доверяли. Во-вторых, есть проблемы в корпоративном управлении НКО, в том числе связанные с попечительскими советами (которые обязаны по закону иметь только благотворительные фонды).
Подводя итог, Лев Якобсон заявил: «Мы движемся, движемся успешно, но резервы огромные, и их реализация — как в интересах самого сектора, так и самого государства!»
Спикерами круглого стола стали Святослав Сорокин, директор Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Министерства экономического развития РФ, Дмитрий Кенчадзе, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики, Алена Куратова, учредитель, руководитель Благотворительного фонда «Дети-бабочки», член Общественной палаты РФ, Артем Метелев, председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по молодежной политике, руководитель, DOBRO.RU, Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ; директор, АНО «Агентство социальной информации», Юлия Мазанова, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям, ООО УК «Металлоинвест». Модератором экспертной дискуссии выступил Алексей Грищенко, генеральный директор АО «Деловая среда».
К сведению:
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — уникальное событие в мире экономики и бизнеса. ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии Президента Российской Федерации.
За прошедшие годы Форум стал ведущей мировой площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом.