• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

НКО: главное преимущество — в доверии!

Лев Якобсон, вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, дал интервью на медиаплощадке Российского общества «Знание» в рамках мероприятий Петербургского международного экономического форума 2023.

НКО: главное преимущество — в доверии!

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

В ходе интервью было обсуждено значение некоммерческого сектора в развитии социальной сферы и экономики России в целом.

Лев Якобсон начал свой рассказ с разъяснения для широкой аудитории, что же такое некоммерческий сектор и в чем заключаются его функции: «Это сектор некоммерческих негосударственных организаций. Они очень разнообразны. К этой категории, например, относятся и политические партии, профсоюзы, бизнес-ассоциации, товарищества собственников жилья, дачные кооперативы и т.д. и т.п., но все-таки самыми распространенными в нем являются организации, оказывающие разнообразные услуги населению в разных областях, таких как образование, здравоохранение, культура и др. Скажем, очень развита система негосударственных структур в сфере социального обслуживания, заботы о престарелых, людей с ОВЗ».

Зачем он нужен? «Обычно, отвечая на этот вопрос, отмечают, насколько значимы сами эти функции, ведь действительно есть необходимость в такого рода услугах. Но я бы начал с другого, — почеркнул Лев Якобсон. — И наши зрители это знают и по себе! У наших граждан есть реальная потребность приносить пользу обществу. Есть реальная потребность объединяться в каких-то благих делах, сотрудничать друг с другом. Сектор, о котором мы с вами говорим, это сектор, в которых реализуются эти потребности».

Что же это дает? Как отметил эксперт, на самом деле очень и очень многое: «У некоммерческого сектора есть самые разнообразные функции, например функция общественного контроля. Сделаю одну оговорку. Я опираюсь не какие-либо слухи, и даже не на мнение руководителей НКО, со многими из которых знаком лично, а прежде всего на исследования, которые проводит у нас в Высшей школе экономики Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. На протяжении полутора десятилетий Центр проводит мониторинг гражданского общества, поэтому я опираюсь на надежные данные, которые показывают, что наши граждане по-настоящему заинтересованы в развитии некоммерческого сектора». 

Развитие сектора происходит двояким образом. С одной стороны, как уже было упомянуто, сами граждане хотят приносить пользу обществу, и объединяться с этой целью в организации, а с другой — граждане как потребители хотят участия этого сектора. Почему? «Может, не каждый знает научного ответа на этот вопрос, но каждый ощущает то, что наука констатирует. Главным преимуществом этого сектора является то, что он способен вызывать повышенное доверие», — заявил Лев Якобсон. 

Давайте посмотрим, предложил эксперт, в каких отраслях присутствует некоммерческий сектор: «Скажем, его трудно найти в производстве обуви... Возьмем пример оказания услуг людям, которые не могут сами за собой ухаживать. В семье, которая чаще всего оказывает такой уход, ее члены связаны личными отношениями — любовью, доверием, но не всегда у семьи хватает ресурсов. Государство оказывает такие услуги, но обслуживающий персонал работает за плату, и в этой области — невысокую. В коммерческих же структурах на первом месте — заинтересованность в заработке. А в некоммерческий сектор приходят энтузиасты, в этом секторе много и волонтеров, которые будут работать по велению души. И это уже означает, что они будут работать добросовестно, что им можно доверять. Более высокое доверие со стороны граждан и есть основное сравнительное преимущество некоммерческого сектора. Как с обстоит дело с доверием у нас в России? Мы давно изучаем некоммерческий сектор и видим, что он становится все более известным нашим гражданам, тем не менее только 54% граждан говорят о том, что они доверяют хотя бы одной НКО. Больше доверяют профсоюзам, ветеранским организациям, а благотворительным организациям, благотворительным фондам доверяет меньшее количество людей».

Каковы же слабые стороны? Некоторые из них свойственны некоммерческому сектору в силу его природы, отметил Лев Якобсон. В него приходят энтузиасты, но они не всегда в достаточной степени профессиональны. Государство, раз оно заинтересовано, чтобы сектор развивался, должно помогать и профессионализации сектора, способствовать обучению работающих в нем людей. Кроме профессионализма есть еще кое-что, и это — прозрачность. «Мы задавали респондентам такой вопрос. Если НКО, не абстрактное, а то, которое вы знаете, станет публиковать подробные отчеты о своих расходах и доходах, повысится ли ваше доверие к нему. И получили дружный ответ от граждан, что да — повысится!» — подчеркнул Лев Якобсон.

Лев Якобсон остановился также и на теме, должно ли государство контролировать работу НКО и может ли это делать, подчеркнув, что и граждане, и руководители НКО в своем большинстве выступают за партнерские отношения государства и НКО, а не за то, чтобы держать сектор «на поводке». 

Подробнее это и другие интервью с медиаплощадки Российского общества «Знание» в рамках мероприятий Петербургского международного экономического форума 2023 доступны в разделе «Лекторий» на сайте общества.

Трансляция интервью