• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Культура и гражданское участие

Завершила тематическую программу второго дня XII Международной летней школы сессия «Культура и гражданское участие».

Культура и гражданское участие

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Сессию открыл преподаватель Новосибирского государственного университета Иван Шаравин с докладом «Проекты по сохранению исторической памяти и локальной истории — точка аккумулирования ресурсов и источник инициатив?», в котором представил результаты проводимого около трех лет исследования.  

Как отметил спикер, важным аспектом для исследователей являлись аспекты формирования профессионального сообщества. В связи с этим одним из инструментов исследования являлся анализ публичных проектов по тому, как они аккумулируют ресурсы, как развиваются. Другим методом выступили экспертные интервью: первоначально они проходили онлайн, сейчас проводятся и офлайн. Основные цифры: почти 1700 проектов и чуть более 5 млрд руб. на локальную историю (проекты, которые получают гранты и те, которые генерируют источник своего финансирования) по таким направлениям, как поисковое движение, локальная история, событийное краеведение и реставрационное движение.  

Иван Шаравин рассказал о выявленных тенденциях. Прежде всего, как отметил исследователь, если проект преодолевает двухлетний цикл, он становится катализатором появления новых проектов. В проектах практически отсутствовали точки сборки, а 43% всех участников проектов по сохранению исторической памяти и локальной истории активно выдвигаются в другие низовые активности.

Следующим докладчиком стала Евгения Андреева, аспирант кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин Крымского университета культуры, искусства и туризма, выступившая с докладом «Репрезентация исторического образа России в искусстве о Крыме».

Как рассказала спикер, для прообраза Крыма имелся ряд предпосылок, среди которых были реформы Петра I; создание в 1757 году Академии художеств, которая больше века оставалась единственным в стране высшим учебным заведением, где обучали изобразительному искусству; наличие видописцев-перспективщиков, вхождение Крыма в состав российского государства в 1783 году, а также потребность освоить, запечатлеть новые земли для эффективного управления ими. Евгения Андреева выделила 3 этапа формирования образа Крыма в русской живописи.

I этап: конец XVIII — начало XIX века. Первопроходцы. На этом этапе в числе первых — военных, зодчих, исследователей — в Крыму появились художники-видописцы. Эти первооткрыватели Крыма стремились запечатлеть в первую очередь экзотические меняющиеся виды полуострова. Их прекрасные работы формировали сказочный образ таинственного и величественного края, вызывали чувство гордости за отечество. А.А. Иванов, Ф. Я. Алексеев являлись первыми и окончательно утвердили в русской живописи пейзажные изображения на картинах, чему способствовало стремление художников выработать индивидуальный стиль, необходимость много работать на натуре, для того, чтобы запечатлеть новые земли, понимание ответственности творца за создание художественных произведений, признанных запечатлеть достижения своей страны, а также  уникальная живописность самой натуры природы крымского острова. В результате чего, как подчеркнула спикер, в русском пейзажном жанре совершился качественный скачок, а также была положена традиция крымской темы в русском изобразительном искусстве.

II этап: романтическое мировосприятие в творчестве И.К. Айвазовского. Во время учебы в Академии художеств, опираясь на опыт своих предшественников, проявляет невероятные успехи и таланты романистической пейзажной живописи. Завоевав за границей славу мастера-мариниста, возвращается в российскую столицу, затем обосновывается в Крыму, связывая свое творчество с морем, российским флотом и героическими страницами российской истории.

III этап: творчество крымских художников-киммерийцев. В конце XIX века культурная жизнь становится необычайно сложной и противоречивой на фоне глубоких социально-политических потрясений. Рубеж XIX — XX вв. стал периодом поиска новых путей в искусстве. В Крыму сложилась киммерийская школа живописи, которая объединила живописцев восточного Крыма. Представители — К. Богаевский и М. Волошин.

Каждый из художников вкладывал и свою гражданскую позицию в свое искусство, о чем можно судить по их произведениям. Гражданское участие — тема, которая наряду с другими представляет большой интерес для ученых Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, в том числе и с точки зрения исторической ретроспективы.

С заключительным докладом выступила Алина Чернецкая, координатор культурных проектов Саратовской региональной культурно-просветительской общественной организации «Альянс Франсез-Саратов». На примере Праздника Музыки были показаны культурные и социальные трансформации гражданского общества.

Этот праздник появился в 1983 году в Париже и был организован по инициативе Министерства культуры с целью популяризации музыки. Мероприятие являлось абсолютно бесплатным. Со временем праздник начал развиваться. Сегодня этот праздник организуют более чем 100 стран.

Как он попал в Россию и Саратов? При поддержке Посольства Франции, в том числе Французского института осуществляет свою деятельность Альянс-Франсез — организация, которая занимается организацией культурных, образовательных, развлекательных мероприятий для детей и взрослых на некоммерческой основе. В 2011 году в трех российских городах Саратове, Воронеже и Самаре состоялся Праздник Музыки, где выступали французские хедлайнеры, которых присылал Французский институт.

Как подчеркнула спикер, хотя с течением времени Французский институт перестал присылать французских артистов, оказалось, что они — не самое главное на данном празднике. С течением времени он еще больше разросся благодаря местной инициативе.

В 2020 году мероприятие проводилось в онлайн-формате и привлекло и международную аудиторию. А в 2023 году, хотя и произошел отход от онлайн-формата, аудитория этого масштабного события сохранилась.

Модератором дискуссии выступила Александра Лосева, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, отметившая, что развитие гражданского общества и гражданской культуры — два взаимосвязанных процесса.