Международный день благотворительности: твори добро
Мониторинг гражданского общества, который ведет Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ) позволяет на протяжении полутора десятка лет вести анализ филантропической активности россиян и деятельности благотворительных организаций.
Международный день благотворительности призван содействовать укреплению глобальной солидарности в сфере благотворительности. В этот день, как никогда, будет актуальным разговор о тенденциях развития российской благотворительности.
Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ[1], в 2022 году более половины россиян (54%) (Рисунок 1) делали благотворительные пожертвования, давали деньги незнакомым нуждающимся людям: в частности, 12% опрошенных жертвовали деньги часто, 35% — редко, хоть и неоднократно, и 7% — только единожды за последний год.
По сравнению с прошлым годом доля участников благотворительности изменилась незначительно, и за исключением кратковременного роста до 63% в 2019 году, эта цифра остается достаточно стабильной, колеблясь в пределах 53–57% в последние восемь лет.
Благотворительность нельзя назвать прерогативой исключительно богатых людей, однако материальное благосостояние, несомненно, влияет на готовность делиться своими ресурсами с другими людьми. Чем лучше материальное положение респондентов, тем выше среди них доля жертвователей — она составляет 35% среди тех, кому не хватает денег даже на питание, и достигает 77% среди наиболее обеспеченных россиян, способных позволить себе даже квартиру или дом. Неработающие пенсионеры и безработные реже участвовали в благотворительности, тогда как среди предпринимателей, руководителей, квалифицированных специалистов доля жертвователей выше среднего.
Кроме того, счастливые, обладающие хорошим здоровьем люди также более склонны вовлекаться в финансовую помощь другим, чем те, кто не так благополучен в жизни. Наконец, те кто участвовал в волонтерской деятельности, и жертвовать деньги склонны значительно больше тех, кто безвозмездным трудом не занимался (79% против 46% соответственно).
На выбор способа осуществления денежных пожертвований отчасти влияют социально-демографические характеристики опрошенных. В частности, молодежь в возрасте 18–24 лет чаще остальных демографических групп использует Интернет для осуществления пожертвований и реже отсылает благотворительные СМС-сообщения. Стоит отметить, что учащиеся при этом довольно активно вовлекаются в благотворительную деятельность, организуемую в вузах и колледжах: среди них почти каждый десятый (9%) жертвовал деньги в рамках благотворительных сборов по месту учебы. Милостыню чаще остальных подают опрошенные с невысоким материальным положением, безработные, а волонтеры с большей готовностью обращаются в местные некоммерческие организации.
Чаще всего россияне жертвуют деньги на помощь больным детям (44% от тех, кто участвовал в благотворительности). Каждый четвертый жертвователь направил свои средства на поддержку пожилых людей, каждый пятый — на помощь животным, и 17% — детям-сиротам. На помощь военнослужащим СВО или ветеранам боевых действий жертвовали 11% участников благотворительной деятельности, и еще 6% помогали их семьям.
В отношении того, можно ли доверять большинству российских благотворительных организаций, мнения респондентов разделились. Почти половина россиян (48%) полагают, что можно, 38% склоняются к тому, что нельзя, и оставшиеся 13% опрошенных затруднились с ответом (Рисунок 2). Несмотря на то что люди не так часто обращаются в некоммерческие организации, чтобы передать пожертвования, тенденции наблюдаются положительные: на протяжении последних трех лет уровень авансированного доверия благотворительным организациям в стране постепенно растет — он составлял 41% в 2020 году и 45% в 2021 году.
«Высокий уровень институционализации благотворительной деятельности — это ключевая особенность благополучных стран с высоким уровнем развития некоммерческого сектора в целом, — подчеркивает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова. — Как отмечают исследователи, наличие крупных надежных фондов, профессионально ведущих работу по сбору денежных средств, способствуют развитию частной благотворительности, мотивирует людей делать более весомые пожертвования через НКО. В России на данный момент доминируют пожертвования в форме милостыни, имеющие спонтанный, неформальный характер, но тем не менее, в последние пять лет их доля в структуре пожертвований постепенно снижается, уступая место более прогрессивным каналам. Повышение доверия к благотворительным организациям — это важный шаг на пути к большей институционализации сектора. Чтобы поддержать эту тенденцию, обеспечить прозрачность деятельности фондов, высокий уровень информированности населения об их деятельности, необходимы объединенные усилия и самих НКО, и государства, и СМИ».
Пусть каждый день дарит возможность щедро заботиться о своих согражданах и протягивать руку помощи нуждающимся. Желаем всем не жалеть доброты своего сердца для окружающих, и тогда наша жизнь заиграет новыми красками!
[1] Массовый опрос городского и сельского населения был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2022 года. Опрашивалось городское и сельское население в возрасте от 18 лет и старше в формате личного интервью. Объём выборки — 2002 респондента.