Прозрачность и доступность информации - точка отсчета для диалога НКО и общества
Александра Телицына приняла участие в очном заседании Экспертного совета Всероссийского конкурса «Точка отсчета».
Точка отсчета — всероссийский конкурс публичных годовых отчетов СОНКО, который Форум Доноров проводит в партнерстве с Агентством социальной информации и Центром «Благосфера» при поддержке Министерства экономического развития РФ и Фонда президентских грантов. Ирина Мерсиянова и Александра Телицына в течение многих лет являются экспертами этого конкурса.
Во время заседания состоялась дискуссия на тему основной цели проекта — конкурса «Точка отсчета». Это прежде всего повышение доверия к некоммерческому сектору за счет развития и продвижения культуры прозрачности и отчетности НКО или же конкурс служит использованию инструментов отчетности для построения коммуникаций с заинтересованными сторонами. Может быть конкурс представляет собой образовательный проект, который позволяет расти и развиваться даже тем организациям, чьи отчеты соответствуют «золотому стандарту». Или это способ проанализировать собственную деятельность и получить «обратную связь» от стейкхолдеров и экспертного сообщества.
Эксперты пришли к заключению, что развитие некоммерческих организаций и благотворительности в целом невозможно без доверия к ним со стороны общества, властей и бизнеса. Один из способов повысить доверие к себе — быть прозрачным.
Александра Телицына приняла активное участие в дискуссии и выступила с сообщением, в котором резюмировала: публичный годовой отчет — особый вид отчетности, представляющий собой структурированный рассказ о деятельности некоммерческой организации за прошедший год. Отчет раскрывает смысловое наполнение работы организации, содержание ключевых мероприятий и их результаты. В идеале он должен включать отчеты о проведенной оценке, партнерских проектах и участии экспертов, статистику, цифры, инфографику и многое другое, что дает наиболее полное и понятное представление для внешнего наблюдателя о работе организации.
Разговор о необходимости развития культуры информационной открытости некоммерческих организаций, определения более четких ориентиров и стандартов следования принципам прозрачности и открытости ведется не первый год. Доверие общества к некоммерческим организациям — один из ключевых факторов их успешной деятельности, фундамент эффективной реализации миссии и целей. Однако трудно доверять тому, с чем практически не знаком: важно понимать, что делает та или иная организация, для чего она была создана, кому и как оказывает помощь. Поэтому каждый раз, поднимая вопрос доверия, речь заходит о прозрачности.
Прозрачность представляет собой прежде всего открытость и доступность информации об организации, достаточной для понимания ее стейкхолдерами того, что и почему предпринимается для достижения целей. Прозрачность становится одним из базовых принципов коммуникации организации с внешней средой, обеспечивая обратную связь и развитие.
Эксперты констатировали, что именно от доступности информации об организации во многом зависит доверие общества и государства к некоммерческому сектору в целом, а значит и его поддержка, а также личное участие граждан. Определение понятия «прозрачности» организации формируется постепенно, расширяясь и трансформируясь вместе с развитием сектора.