Исполнительный директор благотворительной организации «Детские деревни - SOS» Николай Слабжанин прочитал лекцию о фандрайзинге
Лекция состоялась для студентов 2 курса магистратуры программы «Государственное и муниципальное управление», в рамках дисциплины «Управление социальными проектами в некоммерческих организациях».
Детские деревни SOS - российская НКО, работающая в России с 1994 г. член международной благотворительной организации «Детские деревни – SOS», существующей с 1949 года работающей в 134 странах мира. Детские деревни – SOS – это уникальная альтернатива детским домам. Это место, где дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в семейных домах, вместе с SOS-мамами, братьями и сестрами, получая все необходимое для полноценного развития в атмосфере любви, уважения и доверия.
Благотворительная организация «детские деревни – SOS» объединяет несколько направлений деятельности в сфере помощи детям: профилактика социального сиротства, поддержка приемных семей, защита прав детей и т.д. Сегодня на территории РФ работают 6 Детских деревень, где в приемных семьях проживают около 400 детей. Также в разных регионах России работают 6 Домов Молодёжи, где детей-сирот готовят ко взрослой жизни.
Реализация таких значимых проектов в сфере поддержки семьи и детства, поддержка уже созданной инфраструктуры в сфере профилактики социального сиротства требует серьезной финансовой поддержки. Николай Слабжанин рассказал студентам про фандрайзинговую стратегию организации. Два основных направления деятельности департамента по фандрайзингу – работа с индивидуальными жертвователями и работа с корпоративными донорами.
Николай Юрьевич почеркнул, что успешному сотрудничеству с европейскими организациями помогает общая система ценностей: «Ценность семьи является одним из ключевых ценностей, которые транслируются внутри нашей организации». Эти ценности разделяют крупные европейские партнеры организации - Procter & Gamble, IKEA и т. д.
«Одним из ключевых потребностей в фандрайзинге – это найти человека, который тебя представит донору - поделился Николай Юрьевич, - так называемый «Door opener». Они помогают «выйти» на донора, которому можно будет представить свой проект.
Для российских организаций имеет большое значение бренд, узнаваемость организации, успешность, значимость и эффективность её проектов. Так, мировая известность, многолетняя история и международный бренд SOS Children's Villages помогли открыть первую деревню в Томилино 1996 году. Вторая деревня – SOS – Лаврово – была открыта на деньги частного благотворителя - гражданки Швейцарии, любящей Россию и особенно русскую литературу. Просьбой благотворительницы было открыть Детскую деревню на родине её любимого писателя Н. С. Лескова.
Главным критерием успешной работы с индивидуальными донорами является не количество – сколько всего жертвователей сделали разовое пожертвование – а качество. Показателем качества в фандрайзинге продолжительность времени, в течении которого жертвователь поддерживает организацию. Для того, чтобы сделать донора постоянным, необходимо постоянно вести с ним работу, рассказывать об организации и о социальной значимости его пожертвования. Именно постоянные частные доноры составляют основную фандрайзинговую базу некоммерческой организации. «То, что корпоративные доноры жертвуют больше, - это стереотип. Больше как раз жертвуют «частники».
Для успешного взаимодействия с донорами, - заметил Николай Юрьевич – необходимо также инвестировать в маркетинговые исследования, в работу с волонтерами. Знание основной группы, которая готова делать пожертвования, поможет повысить эффективность работы с ней. Волонтеры работают с потенциальными донорами по методике face-2-face, рассказывая людям про организацию и социальную значимость ее проектов на улице. Личное общение оказывается эффективнее работы с потенциальными донорами по Интернету.