• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отношение населения к российским НКО на протяжении 15 лет: что меняется, а что остается неизменным?

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Центром «Благосфера» провел экспертную дискуссию на тему «Отношение населения к российским НКО: что изменилось за 15 лет», организованную в рамках партнерского цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?».

Отношение населения к российским НКО на протяжении 15 лет: что меняется, а что остается неизменным?

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

В ее основу были положены данные 18-й волны мониторинга (всероссийского репрезентативного опроса населения), который ведет Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Хедлайнером встречи выступила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук. Как отметила модератор встречи, директор Центра «Благосфера» Наталья Каминарская, участникам мероприятия, среди которых было много и практиков НКО, представилась уникальная возможность вместе с исследователями Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проанализировать данные за 2023 год, увидеть динамику изменений на протяжении предыдущих 15 лет, получить эффективную обратную связь и обсудить, насколько эмпирические данные соответствуют практике и опыту.

Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2023 году[1], 80% россиян знают или хотя бы что-то слышали о некоммерческих организациях и инициативах в их городе, селе или посёлке (см. рис. 1).

По сравнению с 2022 годом доля информированных выросла на 4 п.п., тогда как за последние пятнадцать лет она колебалась от 71% до 85%. Наиболее хорошо знакомы респондентам садовые и дачные товарищества (о них знают 39% опрошенных) и профсоюзы (36%). Кроме того, примерно каждый третий россиянин знает о местных обществах инвалидов (32%) и отделениях политических партий (31%). Более четверти опрошенных назвали товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы (28%), домовые комитеты (28%), благотворительные организации (27%), общества защиты прав потребителей (26%) и ветеранские объединения (26%).

Доля информированных о работе НКО особенно высока в городах-миллионерах (90%), где некоммерческих организаций в целом больше, чем в менее крупных городах, и ниже в ПГТ (59%) и сёлах (68%).

[1] Массовый опрос городского и сельского населения был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Опрашивалось городское и сельское население в возрасте от 18 лет и старше в формате личного интервью. Объём выборки — 2002 респондента.

Ирина Мерсиянова обратила внимание, что уровень информированности говорит именно о тех институциях или о тех гражданских инициативах, которые осуществляют свою деятельность в том населенном пункте, где проживают респонденты. С данными по информированности связаны и другие закономерности. Очевидно, что в крупных городах выше уровень информированности о некоммерческих организациях и гражданских инициативах, мегаполисы и столица традиционно находятся в лидерах по этому показателю, отражая закономерность — чем выше доля крупногородского населения в регионе, тем выше уровень информированности о НКО и «краше» население с точки зрения рассматриваемого нами вопроса, то есть выше уровень вовлеченности населения во все практики гражданского общества, включая участие в деятельности НКО и гражданских инициатив.

Чем выше уровень образования респондента, тем больше вероятность того, что он знает о деятельности НКО в своем населенном пункте: информированность варьируется от 67% среди опрошенных с неполным средним образованием до 88% среди тех, кто получил диплом об университетском образовании. Кроме того, россияне с наихудшим материальным положением, кому денег не хватает даже на питание, реже имеют представление об НКО и гражданских инициативах по месту своего жительства (65%).

Респондентам, которые слышали о различных некоммерческих организациях и инициативах в своем населенном пункте, задавался вопрос, из каких источников они узнали об этих организациях. Чаще всего россияне узнают о деятельности НКО от других людей (58%). Именно «сарафанное радио» остается ключевым источником информации на протяжении последних пятнадцати лет. Материалы в Интернете послужили источником информации для 31% опрошенных. Ирина Мерсиянова обратила внимание участников, что за 15 лет упоминаемость этого источника информации возросла во много раз. В 2007 году лишь 4% респондентов получали информацию о НКО в интернете, а в 2023 году — таковых уже 31%.

Из центральных газет, теле- и радиоканалов узнали о своих локальных НКО 23% респондентов, из местных СМИ — 22%. В последние три года роль местных СМИ неуклонно снижалась, и в 2023 году они впервые уступили в роли источника информации, хоть и совсем незначительно, центральным СМИ.

Более половины опрошенных (55%) доверяют НКО хотя бы одного вида — этот показатель практически не менялся с 2020 года, оставаясь на уровне 54%. Чаще всего опрошенные отмечают профсоюзы, садовые и дачные товарищества (по 14%), общества защиты прав потребителей (12%), благотворительные организации (11%), а также общества инвалидов и ветеранские объединения (по 10%). Если говорить об организациях, которым респонденты выразили активное недоверие, то здесь на первом месте оказались политические партии (21% опрошенных сообщили, что не доверяют им) и религиозные организации (21%). Кроме того, противоречивую репутацию имеют среди населения профсоюзы — несмотря на то, что им доверяет существенная доля опрошенных, почти столько же (13%) опрошенных выразили недоверие в их адрес.

Если говорить о благотворительных фондах, то в 2010 году 18% россиян декларировали свое доверие благотворительным фондам, и на протяжении многих лет этот показатель держится в интервале от 3 до 7%. Схожая динамика сохраняется и в отношении благотворительных инициатив, уровень доверия к которым в 2023 году составил 6% — столько россиян ответили, что доверяют им.  

Ирина Мерсиянова отметила, что вопросы формирования доверия населения — сложная задача, на которую влияет множество факторов, но важно, чтобы каждая НКО уделяла ей самое пристальное внимание и работала над ее решением: «Доверие не рождается по «приказу», никто не станет доверять НКО только потому, что влиятельные общественные инфлюенсеры провозгласят принципы доверия НКО. Необходимо непосредственное взаимодействие некоммерческих организаций с благополучателями, в ходе которого и могут оправдаться их ожидания от НКО, и это, в свою очередь, повлияет и на их доверие».  

Вопрос о формировании доверия по отношению к НКО вызвал оживленную дискуссию в аудитории. От участников прозвучал вопрос спикеру: «Зачем нужно ваше исследование о данных по доверию всему сектору НКО, если вы говорите о том, что доверие формируется каждой организацией самостоятельно?» «Данные о доверии сектору показывают определенный потенциал этого доверия, и это каждая организация может использовать в свое благо, — ответила Ирина Мерсиянова. — Сейчас по отношению к целой категории благотворительных фондов низкий уровень доверия. А по отношению к какому-либо конкретному фонду может быть высокий уровень доверия, в частности, потому что он работает со своей целевой аудиторией, ведет грамотную фандрайзинговую политику, проводит на постоянной основе PR-акции, предоставляет прозрачную отчетность, новости о нем регулярно попадают в инфопространство и т.д. Чтобы «поверить» в себя, необходимо вооружиться знаниями, например, о том, что в 2023 году 44% россиян готовы жертвовать деньги организациям и гражданским инициативам, а 37% готовы работать в НКО на добровольной основе, не получая денег за свой труд и т.д.».

Примерно каждый четвертый россиянин (27%) участвует в деятельности хотя бы одной некоммерческой организации. Если до 2017 года этот показатель колебался в пределах 15–19%, то в последние шесть лет он не опускался ниже 24%, преимущественно оставаясь в пределах 27–29%. Чаще всего россияне вовлекаются в деятельность организаций, связанные с защитой имущественных или рабочих прав и интересов: садовых и дачных товариществ (8%), профсоюзов (7%) и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов (4%). Женщины чаще, чем мужчины, вовлекаются в деятельность НКО (30% против 22%), а реже прочих участвует молодежь до 24 лет (18% против 26–29% среди прочих возрастных групп).

Наиболее распространенная форма взаимодействия с НКО — это участие в качестве члена организации, инициативы. В таком формате участвовал в деятельности НКО примерно каждый десятый россиянин (11%). Кроме того, 8% респондентов участвуют в собраниях и конференциях, проводимых НКО, 7% помогали в качестве волонтеров на безвозмездной основе и 6% поддерживали денежными пожертвованиями. Принимать участие в деятельности местных некоммерческих организаций и инициатив в ближайшие 2–3 года хотели бы 40% опрошенных, при этом россияне в равной степени готовы работать как за плату, так и на волонтерской основе (по 12% опрошенных).

Несмотря на то, что желание стать волонтером в ближайшее время в условной местной НКО высказали только 12% опрошенных, а стремление помогать деньгами — 9%, картина меняется, если предложить опрошенным выбрать из списка те или иные виды организаций, которым они готовы помогать. В этом случае 37% опрошенных отметили для себя те или иные НКО или инициативы, где они готовы работать на добровольной основе, не получая денег за свой труд: чаще всего благотворительные организации (10%), общества инвалидов (7%), а также садовые и дачные товарищества (5%). Желание помочь хотя бы одной организации из списка деньгами проявили 44% опрошенных, в первую очередь благотворительным организациям (15%) и акциям (7%), обществам инвалидов (13%). Стремление помочь НКО выше среди молодежи, кроме того, чем лучше материальное благосостояние респондентов, тем чаще они выражают готовность помогать и в качестве волонтеров, и в качестве жертвователей.

«На уровень доверия к некоммерческим организациям и готовность участвовать в их деятельности влияют самые разнообразные факторы, которые не всегда связаны с деятельностью самих НКО, — комментирует директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова. — В том числе отношение к некоммерческим организациям в какой-то степени отражает уровень благополучия общества. Плохое здоровье, невысокий доход, низкий уровень образования — это социально-демографические характеристики, связанные с более низким уровнем доверия к различным видам некоммерческих организаций. Напротив, люди более благополучные, хорошо зарабатывающие, в целом удовлетворенные жизнью менее склонны подозрительно относиться к некоммерческим организациям, а также, располагая свободными финансовыми и временными ресурсами, чаще готовы им помогать».

Участникам дискуссии также было интересно, чем можно объяснить взлеты и падения, исходя из динамики данных по годам об информированности, доверии и участии россиян в деятельности НКО, и они попросили спикера интерпретировать скачки всех показателей в 2017 году. «Прежде всего необходимо отметить роль государства в развитии инфраструктуры поддержки социально ориентированных НКО, во многих регионах с 2017 года стали действовать ресурсные центры в рамках госпрограмм поддержки, это активно освещалось в средствах массовой информации, что в свою очередь привело и к большой информированности граждан, и лучшей узнаваемости сектора, и росту показателей доверия», — спикер провела такую интересную параллель, вспомнив мейнстрим событий того времени.

Подвела итог дискуссии модератор встречи Наталья Каминарская, подчеркнув, что данные открыты для всех, и у каждого представителя некоммерческого сектора есть возможность проанализировать их и сделать свои конструктивные выводы, которые помогут им в их деятельности.

Посмотреть видеозапись дискуссии