• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ирина Мерсиянова: «Для повышения доверия к НКО необходимо непосредственное взаимодействие НКО и населения»

Ирина Мерсиянова приняла участие в паблик-токе, организованном Фондом президентских грантов на площадке павильона «Атом» в рамках серии паблик-токов PRO-Тренды издательского дома «Аргументы и факты» и приуроченном ко Дню НКО, в рамках которого обсудили развитие некоммерческого сектора в регионах.

Ирина Мерсиянова: «Для повышения доверия к НКО необходимо непосредственное взаимодействие НКО и населения»

© АиФ

Лейтмотивом выступлений авторитетных экспертов стала тема «Деятельность некоммерческого сектора как точка роста региона». Было отмечено, что между НКО из разных регионов существует диспропорция в развитии, зачастую на их работу влияет экономическая структура, географическое положение, демографическая ситуация и другие факторы — в каждом регионе они уникальны.

Однако исследователи гражданского общества отмечают, что именно некоммерческий сектор может стать фактором экономического роста региона, поскольку отличается большей гибкостью и мобильностью в решении ряда задач. В то время как бизнес думает об извлечении прибыли, а государственные структуры находятся в жестких рамках регламента, именно некоммерческие организации могут оперативно реагировать на динамичные потребности на местах и благодаря успешной грантовой политике в стране привлекать федеральные бюджеты для решения таких задач.

В ходе паблик-тока участники беседы обсудили, зачем региональным властям поддерживать некоммерческие организации и как изменился контекст работы с НКО за последние семь лет. «Мы ведем мониторинг состояния гражданского общества в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» с 2006 года, — так начала свое выступление в паблик-токе Ирина Мерсиянова. — Можно выделить несколько важных точек в развитии некоммерческого сектора, для того чтобы на их фоне охарактеризовать те события, которые происходили в течение последних семи лет, и показать, как выглядит динамика по уровню доверия населения к НКО. Однако, сразу можно сказать, что за последние 4 года уровень доверия россиян к НКО не увеличился. Может быть, участники дискуссии ожидали услышать, что государственная поддержка НКО в последнее время привела и к повышению уровня доверия НКО».

Ирина Мерсиянова, в частности, рассказала: «За годы мониторинга, начиная с 2007 года, мы видим, что интервал, в котором находился уровень доверия россиян к НКО хотя бы одного вида, колебался от 36% взрослых россиян до 56%. Как мы узнаем это? Респондентам показывается карточка, на которой отображены разные виды некоммерческих организаций, где одновременно перечислены и культурно-просветительские, и спортивные, и экологические, и молодежные, политические и неполитические, организации, включая ТСЖ и т.д. Если в 2007 году только 36% россиян сказали, что они доверяют НКО хотя бы одного вида, то в 2023 году (ближе к зиме) эта цифра составила 55%».

Риторический вопрос — это много или мало? «Последние несколько лет эта цифра существенно не меняется, что является на самом деле и большим плюсом, потому что уровень доверия к НКО зависит не столько от событий внутри сектора, а в большой степени от того, что транслируется со стороны СМИ. Мы заметили 2 «провальных» по этому показателю года, когда уровень доверия к НКО ощутимо снизился, несмотря на высокий уровень поддержки НКО в то же самое время. Например, можно предположить, что в какой-то раз это совпало с массированной компанией отражения в СМИ деятельности иностранных агентов в контексте некоммерческого сектора (хотя число таких НКО не доходит даже до 100 во всем реестре некоммерческих организаций). Был и еще один такой период, но с тех пор уровень доверия пошел в рост и больше не снижался», — продолжила Ирина Мерсиянова.

Что нужно, если говорить о содействии со стороны институтов органов власти и с позиции государственной поддержки НКО? Прежде всего, по мнению спикера, необходимо создавать разнообразные условия для непосредственного взаимодействия НКО с населением. Призывов, билбордов с рекламой не просто недостаточно, но они и не будут иметь смысла, если не будет непосредственного взаимодействия.

«Те примеры, которые были приведены в ходе дискуссии, — из Забайкальского края, Нижегородской области — как раз показывают ситуации непосредственного взаимодействия. Доверие — это оправданное ожидание от этих взаимодействий: в случае, когда взаимодействие приводит к ожидаемому результату, его уровень будет расти, если же их ожидания от взаимодействия не будут оправданы, уровень доверия расти не будет, а если в принципе не представится возможность взаимодействия, то можно и не размышлять о таком понятии, как доверие», — подвела итог своему выступлению Ирина Мерсиянова.

В дискуссии приняли участие: Наталья Макарова (Фонд развития Забайкальского края), Дмитрий Кабайло (Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области), Алина Дунаева (представитель Фонда президентских грантов).

Участники обсудили вопросы, какие изменения в работе некоммерческого сектора произошли за  7 лет существования Фонда президентских грантов в их регионе, изменилась ли ситуация в некоммерческом секторе; заметно ли влияние результатов реализации проектов НКО, поддержанных грантами Президента Российской Федерации, на качество жизни граждан в регионах, в чем конкретно выражается это влияние; имеются ли региональные программы поддержки проектов НКО на конкурсной основе; как специфика региона может повлиять на деятельность некоммерческого сектора и т.д.