Тренды развития российских НКО: говорят цифры
Ирина Мерсиянова выступила с докладом и приняла участие в дискуссии на круглом столе «Тренды развития российских НКО в цифрах и фактах: по материалам мониторинга Высшей школы экономики (2007–2024 гг.)», организованном Комиссией Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора совместно с Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Хедлайнером встречи выступила директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, которая представила доклад, основанный на данных мониторинга гражданского общества, который проводится Центром при поддержке программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на протяжении более 15 лет.
Модератором дискуссии выступила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова, которая отметила, что целью круглого стола является экспертное обсуждение трендов развития российских некоммерческих организаций, касающихся того, какие изменения произошли в факторах их развития, в их ресурсах (это сотрудники, волонтеры, финансы, общественная поддержка и репутация и т.д.), в отношении к политике государства в сфере НКО.
В рамках Всероссийского опроса руководителей НКО[1] Центр исследований гражданского обществам и некоммерческого сектора выявил факторы, определяющие жизнеспособность НКО. На первое место руководители НКО выдвигают осознание важности тех задач, которые решает организация, так отвечают 68% респондентов. Как отметила Ирина Мерсиянова, если «качество менеджмента» при ответе на вопрос, какие факторы в наибольшей степени определяют жизнеспособность вашей НКО, набирает 14%, а «умение привлечь средства» выделяют лишь 26 % респондентов, то это не означает, что для сектора это неважно, просто жизнь складывается таким образом, что на первый план выходит вера в то правое дело, которые занимаются наши российские некоммерческие организации.
Как отметила спикер, этот вопрос очень важен для понимания контекста функционирования наших НКО — не тот контекст, который формируется факторами внешней среды, а то, как сами организации понимают и оценивают факторы, влияющие на их жизнедеятельность. Как можно видеть по результатам, мнение руководителей НКО не всегда совпадает с теоретическим моделированием.
Ответ «энтузиазм сотрудников и волонтеров», «репутация организации» — на втором и третьем местах (54 и 52% соответственно), эти факторы, тесно связанные с качествами работающих в секторе и качеством их работы, считают важным фактором жизнеспособности НКО более половины опрошенных.
Важны и лидерские качества руководителей, и доверие со стороны общества, что отметили по 47% респондентов. Доверие внутри организации отметили 41% от опрошенных. Наличие помещения играет большую роль для НКО, и об этом говорят 41% руководителей. Эта позиция набирает практически столько же ответов, как наличие стратегии и плана развития (40%).
Следующая диаграмма отразила основные проблемы функционирования российских НКО. Каждая вторая НКО называет недостаток денег, материальных средств (54%). Как отметила спикер, все годы мониторинга эта проблема никогда не покидала первое место в рейтинге, сохраняя существенный отрыв от существующих барьерах, упоминаемых на втором и третьем местах. Но необходимо учитывать, что у другой половины организаций — это не так. Каждая третья НКО нам говорит об отсутствии поддержки со стороны возможных спонсоров и бизнеса (31%), о нехватке специалистов нам говорят 27% руководителей некоммерческих организаций, выгорание руководства и сотрудников (22%), проблема с помещением (22%) и все другие проблемы и препятствия упоминаются с большим отрывом от первой проблемы в рейтинге.
Ирина Мерсиянова отметила, что за каждой из этих проблем стоит отдельная дискуссия, почему так происходит и что делать для того, чтобы преодолеть эти препятствия.
Интерес присутствующих экспертов вызвали и данные круговой диаграммы, на которой видно, что лишь 8% НКО не испытывает каких-либо проблем при осуществлении своей деятельности, каждая третья некоммерческая организация (29%) отмечает одну-две проблемы, 28% — отметили 3-4 проблемы, о пяти и более говорят 27% организаций.
Спикер отметила, что с 2012 года многое в стране изменилось — появились выделенная категория социально ориентированных НКО, существует прочная система мер государственной поддержки, в том числе по выводу НКО на рынок услуг в социальной сфере; ведет эффективную системную работу Фонд президентских грантов, но тем не менее доля тех НКО, которые говорят о том, что недостаток средств грозит закрытием или о том, что приходится много сил отдавать их поиску в ущерб жизнедеятельности организации, остается более менее стабильным все эти годы, и в 2023 году она составила 13 и 9% соответственно. Доля НКО, у которых средств хватает даже на создание финансовых резервов, в 2023 году составила 1%, в 2021 году — 2%, а за все годы мониторинга не превысило 5% (в 2014 году).
Примерно каждая 5-я НКО говорит о том, что средств хватает для осуществления, всего задуманного (15%). За годы мониторинга доля таких НКО доходила до 21%.
Говоря об источниках финансирования некоммерческих организаций, Ирина Мерсиянова отметила, что в 2023 году была зафиксирована интересная картина, заключающаяся в том, что на первое место по частоте упоминаний вышло сразу три источника финансирования: денежные пожертвования частных лиц (38%), субсидии, гранты от региональных органов власти и гранты Фонда президентских грантов (по 37% голосов от руководителей НКО). Все остальные источники финансирования отстают в рейтинге ответов, но тем не менее среди них — членские взносы у каждой четвертой НКО, поступления от российских коммерческих организаций (24%), личные средства сотрудников (22%), субсидии, гранты от органов МСУ (19%). У 19% НКО источниками финансирования являлись доходы от реализации услуг (товаров) организации.
Спикер обратила внимание, что в 2021 году, в ходе изучения влияния пандемии, этот показатель «взлетел» и занял первую строчку рейтинга, так ответило 40% руководителей НКО. Участники мероприятия, ведущие эксперты в сфере некоммерческого сектора поделились своим видением причин, почему пандемия могла так повлиять на предпринимательскую активность НКО.
Также Ирина Мерсиянова обратила внимание на такую позицию, как «денежные пожертвования от частных лиц», которые стабильно остаются среди лидеров на протяжении всех лет мониторинга, а вот поступления от членских взносов снизились на 16 п.п.
Речь шла также об основных и неосновных, внутренних и внешних источниках финансирования, использовании труда добровольцев, динамике использования волонтерского труда, индексе базовых цифровых компетенций НКО.
Приведенные спикером данные вызвали оживленную дискуссию ведущих экспертов в сфере некоммерческого сектора о том, какие тенденции прослеживаются в развитии некоммерческого сектора сегодня и каких изменений можно ждать в ближайшем будущем.
[1] Всероссийский опрос руководителей НКО был проведен в октябре-декабре 2023 года Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества. Метод сбора данных — опрос на основе репрезентативной выборки по организационно-правовой форме и году основания организации, объем выборки — 975 организаций.