• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Профессор Тян Кай: «Размер и энергичность социальных организаций в Китае — это результат политической, правовой и другой институциональной среды»

В рамках программы XIII Международной летней школы «Эволюция институтов самоорганизации и благотворительности» состоялась лекция на тему «Развитие партнерства между правительством и социальными организациями в Китае 1978–2024)», которую прочитал заместитель декана Школы управления Пекинского университета, профессор Тян Кай.

Профессор Тян Кай: «Размер и энергичность социальных организаций в Китае — это результат политической, правовой и другой институциональной среды»

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Профессор Тян Кай также является исследователем и заместителем декана Института исследований национального управления Пекинского университета.

Лекция была посвящена теме развития партнерства между государством и социальными организациями в Китае, чему способствовала провозглашенная Дэн Сяопином в 1978 году политика «открытых дверей».

Как отметил спикер, за последние 40 лет реформ и открытости отношение между китайским правительством и социальными организациями претерпело значительные изменения. По мере перехода от плановой экономики к рыночной китайское правительство также постепенно превратилось из всевластного в ограниченное и обслуживающее. Развитие отношений сотрудничества между китайским правительством и социальными организациями за последние 40 лет основывалось именно на ряде институциональных реформ под руководством государства.

До реформ и открытости в Китае существовала модель предоставления общественных услуг государством, которую отличало то, что правительство обладало монополией на важные ресурсы, необходимые для общественных услуг; опиралось на бюрократичную систему и организовывало учреждения для предоставления услуг в плановом порядке. Профессор Тян Кай отметил следующие недостатки такой модели: высокие операционные расходы, дисбаланс между спросом и предложением, а также можно наблюдать контраст между обязанностью правительства (предоставлять услуги) и качеством услуг.

С началом реформ китайское правительство постепенно меняет модель единого поставщика услуг государством и начинает переход к плюрализму благосостояния (welfare pluralism). Общественные блага могут предоставляться из разных источников: от правительства, семьи, предприятий и добровольного сектора, а не обязательно должны полностью выполняться правительством, в них должны принимать широкое участие социальные силы.

Спикер рассказал о переходе от системы двойного и ступенчатого управления к системе прямой регистрации социальных организаций в Китайской народной республике, как происходили замещение функций социальных организаций государством и передача функций социальным организациям, переход от прямого предоставления услуг государством — к покупке услуг у социальных организаций, а заключительная часть доклада была посвящена проблематике дебюрократизации социальных организаций.

В частности, спикер рассказал, что двойная и ступенчатая система управления устанавливает жесткие условия для создания социальных организаций, что стало узким местом, ограничивающим их развитие. В связи с повышением требования к функциям социальных организаций в Шанхае, Гуандуне, Чжэцзяне и других регионах с 2002 года начали реформировать систему управления отраслевыми ассоциациями, пытаясь преодолеть двойную систему управления.

Так, в Шанхае в 2002 году муниципалитет создает Департамент развития отраслевых ассоциаций, который отвечает за планирование развития, выработку политики и управление отраслевыми ассоциациями. Департаменту было разрешено стать руководителем деятельности отраслевых ассоциаций, что создало более благоприятные условия для создания ассоциаций. В декабре 2008 года в Шанхае издали «Мнения о дальнейшем углублении реформы системы административного утверждения и управления муниципалитета», в которых содержался призыв рассматривать вопрос о создании отраслевых ассоциаций на основе системы прямой регистрации.

Спикер подробно рассказал, какие меры были предприняты на центральном уровне, начиная с издания Министерством гражданских дел в 2003 году документа «Мнение по укреплению управления культивированием, развитием и регистрацией сельских отраслевых хозяйственных объединений», чтобы смягчить требования к регистрации и упростить процедуры регистрации сельских отраслевых хозяйственных объединений. 

В 2005 году министерство издало «Циркуляр о содействии развитию благотворительных организаций», согласно которому для благотворительных организаций департамент по гражданским делам должен был одновременно взять на себя функции руководителя деятельности, т.е. преобразовав двойную систему управления в одномерную. В «Программе институциональной реформы и функционального преобразования Государственного совета» от марта 2013 года предлагалось отменить регулирование отраслевых и торговых ассоциаций, научно-технических, благотворительных организаций, а также обслуживающих организаций городских и сельских общин, с тем чтобы они регистрировались напрямую в министерстве по гражданским делам. Такое решение было отмечено в ряде рабочих документов центрального правительства с 2013 по 2016 годах.

Таким образом, система прямой регистрации отражает отношение правительства к четырем типам социальных организаций, выражающее доверие и поддержку, и представляет собой наиболее важный сдвиг в государственной стратегии управления социальными организациями за последние 40 лет. С ее помощью государство придало легитимность четырем типам социальных организаций и создало институциональные условия для их развития.

Как подчеркнул профессор Тян Кай, доверие — это основа кооперации, необходимое условие и постоянное требование для сотрудничества. Такая система создает предпосылки для сотрудничества между правительством и социальными организациями и для участия социальных организаций в общественном управлении.

Лектор привел цитату Дэн Сяопина, который в начале 1980-х годов заявил: «Наши руководящие органы всех уровней занимаются множеством вещей, которыми не должны и не могут заниматься. Существуют определенные правила и нормы, с которыми можно очень хорошо справиться, если разместить их в местах, на предприятиях и в социальных организациях, но очень трудно передать их все в руководящие органы партии и правительства и в центральные ведомства, никто не обладает такой энергией, чтобы делать такие тяжелые и непривычные работы».

Лектор рассказал об инновациях в политике, которые были предприняты при передаче функций от государства к социальным организациям, как на местном уровне в Шанхае, Чжэцзяне и Гуандуне, так и на центральном. Как считает докладчик, изменения в политике на центральном уровне начались в 2003 году с Третьего пленума Шестнадцатого Центрального комитета (КПК), где в «Решении ЦК КПК по некоторым вопросам совершенствования социалистической рыночной экономической системы» было указано на необходимость развития различных видов саморегулируемых организаций в соответствии с принципом рыночной экономики, таких как отраслевые ассоциации.

Таким образом, передавая функции социальным организациям, государство наделяет их определенными функциями управления обществом, подчеркнул спикер. Принимая на себя функции, переданные правительством, социальные организации получили большую легитимность и более стабильный доступ к ресурсам, а также платформу и институциональное пространство для участия в предоставлении общественных услуг. Было также отмечено, что отраслевые ассоциации, торговые палаты и другие социальные организации имеют долгую историю в китайском обществе и играют важную роль в установлении стандартов и правил отрасли, регулировании и содействии развитию отрасли, стимулировании экономического процветания, а также в процессе оказания взаимопомощи.

Спикер на конкретных примерах осветил вопрос перехода в Китае от прямого предоставления услуг государством к закупке услуг у социальных организаций, назвав реформу государственных закупок услуг у социальных организаций беспроигрышной инновацией системы сотрудничества, отметив, что согласно международному опыту, государственная закупка услуг у третьего сектора является популярным способом предоставления услуг в развитых странах.

Спикер приходит к заключению, что реформа Китая, переходящая от прямого предоставления услуг государством к покупке услуг у социальных организаций, имеет глубокое значение для преобразования функций правительства, повышения активности социальных организаций, и для установления устойчивого партнерства между правительством и социальными организациями в сфере общественных услуг, а также для улучшения качества общественных услуг.

Профессор Тян Кай в своем докладе уделил внимание и процессу разгосударствления социальных организаций, подчеркнув, что за последние 40 лет характер бюрократического управления социальными организациями постепенно менялся. Он особо отметил, что реформа по дебюрократизации социальных организаций будет значительно повышать способность социальных организаций к действию, стимулировать их гибкость, инициативу и творчество, высвобождать энергию рынка и способствовать социальным инновациям.

Профессор Тян Кай в заключение отметил, что на протяжении 40 лет реформ отношения между китайским правительством и социальными организациями меняются от доминирования правительства к сотрудничеству с социальными организациями. В сфере общественных услуг правительство постепенно переходит к стимулирующей (enabling) роли (Gilbert, 1989) и использует власть правительства для содействия развитию социальных организаций.

Размер и энергичность социальных организаций — это результат политической, правовой и другой институциональной среды.

Он также подчеркнул, что кроме четырех основных реформ, о которых шла речь выше, китайское правительство также содействует развитию общественных организаций в плане финансирования и законодательной системы.

Лекция вызвала огромный интерес у аудитории и повлекла интересную оживленную дискуссию: у каждого участника была возможность получить ценную обратную связь и узнать много нового и интересного о деятельности социальных организаций в Китае.