Молодежные инициативы и инновации: роль институтов самоорганизации
В рамках программы XIII Международной летней школы «Эволюция институтов самоорганизации и благотворительности», организатором которой выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, участники обсудили тему «Молодежные инициативы и инновации: роль институтов самоорганизации».
Участники секции «Молодежные инициативы и инновации: роль институтов самоорганизации» на конкретных кейсах рассмотрели молодежные инициативы и инновации и их роль в развитии современного общества, учитывая то обстоятельство, что социальное положение современной молодежи отличается активной социальной позицией: молодые люди не просто видят недостатки и проблемные точки вокруг себя, но и предлагают проекты для их решения.
Анастасия Андреева, стажер-исследователь Центра молодежных исследований, преподаватель Департамента социологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, открыла программу секции, представив доклад на тему «Префигурация как условие формирования гражданского сознания молодежи». Как отметила спикер, префигурация/ префигуративная политика (Monticelli, 2021) фокусируется на воплощении альтернатив и предлагает новый подход к созданию социальных перемен по сравнению с политическими партиями и протестными движениями.
Как российская молодежь ищет стратегии устойчивости, возможности для принятия решений и значимого участия во времена неопределенности? Доклад был основан на данных, собранных командой Центра молодежных исследований в рамках стратегических проектов «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (2023) и «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» (2022) Префигурация и гражданское общество, с точки зрения информантов, формирование солидарности через создание сообщества, объединенного общими ценностями, ведет к гражданскому обществу вне зависимости от того, объединились они вокруг “большого”/”малого”, “политического”/”неполитического” проекта.
Исследователи полагают, что через низовые инициативы молодежь воплощает свое видение идеального будущего (горизонтальная организация, экологичная коммуникация). Лучшая область приложения усилий, по мнению информантов, — локальные проекты, призванные бороться с социальной несправедливостью в сферах, ускользающих от внимания полисимейкеров. Информанты с поверхностным опытом вовлечения в префигурацию или таковые без опыта испытывают сложности с пониманием властной динамики общества и своего в ней места, а информанты с наличием подобного опыта лучше анализируют социальную реальность. Также спикеры констатировали, что вовлечение в префигурацию через низовые инициативы — важное условие для формирования гражданского сознания молодежи.
Елизавета Балацюк, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), преподаватель Департамента социологии НИУ ВШЭ — СанктПетербург; Екатерина Бемлер, стажер-исследователь Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) в своем выступлении акцентировали внимание на том, как конструируется понимание «общественного блага» в нарративах молодых инициаторов некоммерческих инициатив и проектов Санкт-Петербурга. В исследовании применялись качественные социологические методы. Докладчицы основывались на данных стратегического проекта НИУ ВШЭ «Факторы, формирующие мотивацию социальных активистов и рекомендации по вовлечению молодежи в социальный активизм», в частности, на разделе «Стратегическая самостоятельность современной российской молодежи: на примере лидеров неформальных молодежных инициатив г. Санкт-Петербурга» (май 2023 — октябрь 2023).
Объект исследования: лидеры неформальных молодежных инициатив г. Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 36 лет. Цель проекта: комплексный анализ и разработка индикаторов оценки стратегической самостоятельности молодежи в рамках неформальных молодежных инициатив г. Санкт-Петербурга. Было проведено 30 глубинных интервью (как с коммерческими, так и некоммерческими инициативами). Выборка исследования составила 9 интервью с руководителями и ведущими сотрудниками НКО.
Исследователи изучили смыслы гражданского участия молодежи: выступает ли НКО как жизненный проект и поле для профессионализации.
Они пришли к выводам, что создание и реализация общественно значимых проектов является способом конструирования агентности. Общественное благо осмысляется в категориях «инклюзии», «безопасной социальной среды» и «создания коммьюнити», «экспертного просвещения». Посредством гражданской активности есть возможность обрести индивидуальное благополучие, развить личные компетенции и обрести символический и социальный капитал в поле гражданского участия.
В условиях неолиберальной экономики, где субъекты должны увеличивать собственную экономическую полезность, молодые люди находят способы обретать агентность альтернативными способами, а построение собственной гражданской субъектности у информантов происходит из логики ориентации на других и солидарности с единомышленниками.
Об исследовании молодежи, проживающей на территории Красноярского края, по актуальным проблемам в рамках реализации программы «Регион для молодых» рассказал Александр Цоцорин, преподаватель кафедры торгового дела и маркетинга Сибирского федерального университета (СФУ), директор ООО «ИСЭИДО».
Целью исследования посредством анкетирования и онлайн-опроса стало проведение выездных исследований в муниципальных образованиях Красноярского края для сбора актуальной информации о состоянии качества жизни, а также выявления тенденций для современной молодежи Красноярского края для определения дальнейших направлений развития молодежной политики.
В ходе исследования был проведен анализ включенности молодых граждан, проживающих на территории Красноярского края, в систему молодежной политики, мониторинг условий и ресурсной обеспеченности системы молодежной политики в регионе, а также анализ внутренней миграции молодых людей и запроса молодых людей региона для включения в молодежную политику.
Опрос показал, что наиболее интересными форматом участия в работе молодежных центров как в 2023, так и в 2024 году является «мастер-класс». Вторым интересным форматом участия выявлен «форум». Дискуссии, онлайн-конференции и круглые столы также отмечены существенным количеством респондентов.
В ходе исследования инфраструктуры молодежных центров, специфики их деятельности в формировании и развитии социально политического развития в современной России, было проведено сравнение некоторых результатов и выявлены отдельные отличия, которые могут быть обусловлены как особенностями развития отдельных МО, так и некоторыми отличиями исследуемой аудитории.
Однако, как отметил Александр Цоцорин, основные заключения, выводы и рекомендации будут сформулированы по итогам проведения следующих этапов исследования.
Надежда Сыскова, лаборант кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), представила доклад на тему «Факторы формирования гражданской активности российской студенческой молодежи».
Она рассказала об исследовании студенческой молодежи УрФУ в Екатеринбурге, в возрасте от 18 до 26 лет, обучающейся по программам бакалавриата или специалитета на очной форме с тем, чтобы выяснить их мнение о влиянии разного рода факторов на формирование гражданской активности студенческой молодежи.
На первом месте, согласно данным исследования, находится семейное ценностно-ориентированное воспитание. Надежда Сыскова привела интересное мнение, что в конце прошлого столетия родителями становились люди, чей юношеский, студенческий возраст проходил в период распада СССР, уничтожения прежней идеологии, снижения ценности любви к родине, и это не могло не отразиться на мировоззрении подрастающего поколения того времени.
Так, современная студенческая молодежь ставит в этом рейтинге НКО на четвертое место, считая, что НКО не только вносят большой вклад в решение социально значимых проблем, но и помогают государству в реализации молодежной политики.
Докладчица отмечает, что важно делать упор на подготовку преподавателей вузов к воспитанию патриотических ценностей в молодом поколении: в результате активного взаимодействия преподавателей и студентов в сознании молодого поколения будет формироваться любовь и гордость за свою страну, вследствие чего оно захочет проявить гражданскую активность.
Модератор секции Александра Телицына, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, отметила актуальность затронутых в ходе дискуссии вопросов, отражающих результаты исследования проблематики становления и развития молодежного сообщества как части гражданского общества, подчеркнув, что молодежные общественные инициативы, как форма проявления социальной активности молодого поколения, имеют большой потенциал для дальнейшего развития.