Местное самоуправление как механизм гражданского участия
В рамках XIII Международной летней школы «Эволюция институтов самоорганизации и благотворительности», организатором которой выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, участники обсудили проблематику местного самоуправления и локальной самоорганизации.
Одной из задач местного самоуправления является обеспечение реализации прав и свобод граждан по месту жительства, а самоорганизация граждан может служить для развития муниципальных образований и решения вопросов, имеющих значимость для местного сообщества.
Раушан Есберген, доцент филиала Академии государственного управления (АГУ) при Президенте Республики Казахстан по Актюбинской области (Республика Казахстан, Актобе) представила доклад на тему «Проблемы развития местного самоуправления в Республике Казахстан (на примере Актюбинской области)». У участников Летней школы была возможность попробовать на вкус национальный казахский сыр — курт, который спасал от голода заключенных лагеря А.Л.Ж.И.Р. (Акмолинского лагеря жен изменников родины). Ярким поступком гражданского героизма служит пример, когда казахи, рискуя жизнью собственных детей, забрасывали курт на территорию лагеря (а издали он напоминал камни).
Как отметила докладчица, в Республике Казахстан сформирована и развивается собственная модель местного самоуправления, основанная на совмещении региональными, местными представительными и исполнительными органами власти функций и полномочий государственного управления и самоуправления и на участии граждан как членов местных сообществ в решении наиболее важных вопросов местного значения непосредственно или через выборные органы.
Раушан Есберген рассказала о концепции слышащего государства, которую ввел глава государства Касым-Жомарт Токаев, которая обеспечивает открытое сотрудничество между обществом и государственными структурами и обеспечивает оперативное и эффективное реагирование на обращения жителей страны. В докладе было охарактеризовано современное состояние органов МСУ в РК. Среди проблем развития МСУ на первом месте — административная и финансовая зависимость акима сельского округа от районного уровня, в том числе в связи с отсутствием в сельском округе представительного органа, что не позволяет ему фокусироваться на решении насущных проблем местных жителей. Также на сегодня в стране наблюдаются диспропорции между регионами (населенными пунктами) не только по развитию экономики и географии, но и по численности населения и размеру территории. Внимание аудитории докладчица заострила на проблемах МСУ в Актюбинской области, обозначив перспективные направления для развития: «одно село — один продукт», экологический туризм, государственные программы развития сельских территорий, передача некоторых видов налогов в местные бюджеты.
Доклад Елены Симоновой, доцента кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета (ТвГТУ) был посвящен динамике участия населения российских муниципалитетов в практиках местного самоуправления (по результатам 15 волн социологического мониторинга, проведенного в Тверском регионе).
Как подчеркнула докладчица, в современном российском обществе актуализируются исследования, связанные с анализом проблемы участия различных категорий граждан в практиках местного самоуправления, в решении вопросов развития территорий. Связано это прежде всего с поиском оптимальной для российских условий модели социально-политических отношений, а также с необходимостью формирования сильных местных сообществ, являющихся источником дополнительных ресурсов (экономических, социально-культурных и др.) развития современного российского общества в условиях социально-политической и экономической нестабильности. Результаты исследований, проводившихся на протяжении последнего десятилетия на территории различных регионов России (в том числе и научным коллективом кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета), фиксируют довольно противоречивые тенденции: 1) решение многих проблем на местах требует активного участия местного населения; 2) уровень гражданской активности населения является недостаточным, участие граждан в жизни своих населенных пунктов лимитируется различными факторами.
Докладчица привела факторы, оказывающие влияние (позитивное и негативное) на участие населения в практиках МСУ, среди которых — сужение возможностей участия населения в практиках МСУ в результате реформирования МСУ в течение последнего десятилетия; сохраняющаяся закрытость органов МСУ для населения; невысокий уровень доверия населения к органам МСУ; недостаточная информированность населения о возможностях участия в практиках МСУ; распространенность патерналистских ориентаций среди населения; постепенное формирование институциональных условий участия (законодательство, национальные и федеральные проекты и программы, гранты и т.д.); необходимость консолидации в ответ на санкции, проведение СВО и т.д.
Как показали исследования, вовлечение граждан в самоуправленческие практики на местах, в процессы реализации проектов программ поддержки местных инициатив и др., в деятельность общественных организаций, НКО и др. оказывает существенное влияние на установки их сознания и поведенческие модели. Для них становятся более характерными активистские установки, происходит рост уровня доверия органам государственной власти и МСУ, растет уверенность в возможности влияния обычных граждан на деятельность властных структур. В частности, они в большей степени готовы участвовать в решении проблем своего места проживания. Как отметила докладчица, проведенное исследование демонстрирует наличие в сознании россиян противоречивых установок. С одной стороны, очевидным является наличие ментальных предпосылок к централизации власти, а с другой — в среде россиян выделяются социальные группы, демонстрирующие наиболее высокий самоуправленческий потенциал и являющиеся социальной базой для развития МСУ в его классическом понимании.
Оксана Дектерёва, директор АНО «Общественное самоуправление Нижнего Новгорода» представила доклад «Формирование соседских сообществ, поддержка самоорганизации жителей посредством развития сети соседских центров». Прежде всего докладчица охарактеризовала город Нижний Новгород, центр Приволжского федерального округа с 1 213 000 жителями, который в 2024 году был признан «Культурной столицей России». Автономная некоммерческая организация «Общественное самоуправление Нижнего Новгорода» создана в 2019 году администрацией города как ресурсный центр по поддержке деятельности ТОС, инициатив активных жителей и развития местных сообществ; он объединил 18 соседских центров (СЦ) в разных районах города, а также 63 территориальных общественных самоуправления. У АНО налажено взаимодействие с разными слоями населения, вокруг неё сложилось сообщество неравнодушных и целеустремленных людей.
Одно из направлений деятельности организации — вовлечение нижегородцев в активную общественную деятельность в своих микрорайонах через механизмы совместного участия в создании и воплощении проектов, направленных на улучшение жизни, проведение полезного и познавательного досуга. Соседский центр объединяет самые разные целевые группы: горожан, некоммерческие и общественные организации, инициативные группы, бизнес и администрацию. Это площадка для партнерства, объединения усилий и совместной работы. Докладчица рассказала о проектах соседского центра, таких как «Уроки живой истории» (иммерсивное представление), «Пластилиновая анимация», «Онлайн-рисование», «Музыкальные квартирники», дворовые массовые мероприятия, например, «Масленица во дворе» и других.
Оксана Дектерёва обратила внимание на технологию формирования базы активных жителей и вовлечение их в местное самоуправление, на работу штабов волонтерских центров. Эти центры участвуют в Федеральной программе «Обучение служением» от платформы Добро.ru, что помогает привлекать активную молодежь к деятельности соседских центров, получать свежие идеи и вдохновляться существующими трендами.
Докладчица подчеркнула, что соседский центр — место генерации идей для мероприятий и проектов, дальнейшая доработка которых происходит на базе проектного офиса: «Мы работаем, чтобы поддержать социально активных людей и содействовать росту социальной ответственности через расширение сети соседских центров и наполнение их проектами различных тематик. Мы точно знаем, соседские центры дают толчок к самоорганизации граждан и формированию устойчивых соседских сообществ». «У людей есть потребность быть полезными, а соседские центры дают возможность реализовать ее», — такими словами подвела итог своему выступлению Оксана Дектерёва.
Завершила секцию Анна Гусейнова, руководитель социальных проектов направления устойчивого развития торговой сети «Пятерочка» (г. Москва), с докладом на тему Предпроектные исследования в программах КСО на примере проекта «Центры местного сообщества» (ТС «Пятёрочка», x5 group).
В частности, она рассказала о проекте «Центры местного сообщества», который стартовал в 2021 году с пяти магазинов «Пятёрочка» и сегодня распространился на почти 1400 магазинов сети. ЦМС – это площадки, которые создаются на территории магазинов «Пятёрочка», предоставляя возможность для реализации разнообразных социальных и культурных инициатив местных жителей, НКО, творческих коллективов, школ, культурных центров, предпринимателей и т.д.
За время существования центров местного сообщества в них было реализовано более 300 форматов мероприятий с помощью партнеров — сотрудников, активных местных жителей, локальных образовательных и культурных учреждений и некоммерческих организаций. Среди них самые разные проекты: от помощи бездомным в восстановлении социализации до празднования Масленицы и Нового года в магазинах «Пятёрочка». Работа центров местного сообщества в регионах, вдали от мегаполисов сильно, отличается от аналогичных проектов в столицах. В регионах потребность в теплых и светлых, обустроенных общественных пространствах гораздо выше, поэтому и ценность для сообществ таких проектов тоже выше: жители малых городов и поселений активнее пользуются ресурсами, которые мы им предлагаем. По мере роста проекта «Пятёрочка» переосмысливает свою роль и функцию в этой инициативе. Сформировать культуру добрососедства «на пустом месте» невозможно, но реально создать среду и поводы, благодаря которым люди будут коммуницировать друг с другом. По словам Анны Гусейновой, такой подход помогает компании правильно доносить ценности проекта до аудитории.
Анна Гусейнова рассказала об исследованиях, проводимых компанией, которые включали 106 глубинных интервью с жителями России из 6 населенных пунктов; 18 интервью с топ-менеджерами «Пятёрочки»; 5 интервью с руководителями НКО и благотворительных фондов. Она отметила, что люди не воспринимают как заботу даже очень качественный пользовательский опыт. Забота должна выходить за рамки коммерческой деятельности компании. «Пятёрочка» — естественный социальный центр района и точка пересечения рутинных маршрутов местных жителей.
В планах ретейлера расширить проект до 5000 магазинов-участников, но так, чтобы его масштабирование не исказило первоначальную идею: вовлекать людей на местах в социальные и благотворительные инициативы, помогать тем, кто нуждается, объединяться, чтобы в конечном итоге каждый чувствовал себя счастливее в повседневной жизни.
Чему учит проект? Лучшие идеи для построения устойчивых программ социальной ответственности лежат на поверхности, в деятельности бизнеса. Чем больше свободы выбора у участников проекта, тем легче они вовлекаются в волонтерство. Коллаборации, кооперация и разнообразие участников проекта, его доступность и открытость — основа устойчивого развития и предпосылок для самоорганизованной волонтерской деятельности.