• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

НКО и самоорганизация в условиях масштабных изменений

В рамках мероприятий XIII Международной научной конференции исследователей, организатором которой выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, обсудили проблематику НКО и самоорганизации в условиях масштабных изменений среды в историческом ракурсе и в наше время.

НКО и самоорганизация в условиях масштабных изменений

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Анастасия Туманова, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора; профессор школы исторических наук факультета гуманитарных наук, д-р юрид. наук, д-р ист. наук рассказала о становлении публичной сферы России в ракурсе современных исторических исследований.

В начале своего историографического доклада Анастасия Туманова подчеркнула, что на протяжении долго времени гражданские институты изучались с точки зрения терминологии и концептуального построения гражданского общества. Вместе с тем в последние десятилетия в исторических исследованиях намечается сдвиг в сторону изучения прошлого с точки зрения представлений о публичной сфере.

Докладчица также определила две основные проблемы своего выступления. Как в современной исторической науке формулируются воззрения на публику, публичную сферу, гражданские институты? И как в конце концов соотносятся между собой понятия «публичной сферы» и «гражданского общества» в целом?

Было подчеркнуто, что важной с точки зрения оперирования концептом гражданского общества выступает работа историка Б. Н. Миронова «Социальная история России периода империи». Он рассматривал общественный контекст на широком отрезке времени, начиная с середины XVIII столетия и непосредственно по начало XX века. Для Миронова было важно показать то как формировались гражданские практики, институционализировались ассоциации, оформлялись каналы коммуникации и циркуляции общественного мнения, выстраивались взаимосвязи между обществом и государством.

Докладчица отметила, что вместе с тем представления о гражданском обществе до конца не встали на твердую почву в исторической науке, так как этот подход рассматривается рядом специалистов как непригодный для описания социальных реалий российского общества той эпохи.

В продолжение было подчеркнуто, что в последние десятилетия у исторического сообщества исследователей гражданского общества появилась альтернативная рамка, связанная с идеей публичной сферы, которую активно разрабатывал немецкий философ Юрген Хабермас.

Данный социологический подход позволил историкам взглянуть на область общественности и публики, как на коммуникативное пространство, пространство взаимодействий и выражения высказываний. Отдельно докладчица почеркнула, что представления о публичной сфере позволили перейти к изучению языка, дискурсивных практик формирующейся публики.

Современные подходы также помогают показать развитие гражданского общества не как линейный и заданный процесс (концепция модернизации), а скорее как циклическое становление соответствующих гражданских институтов и практик, что позволяет глубже понять, например, события 30-х гг. в СССР, описав их в качестве оформления контр-публичной сферы.

Важную роль в изучение истории гражданского общества внес институциональный подход, возникший в недрах экономических наук и концентрирующийся на социальных институциях и характере их появления и взаимодействия.

Новые углубленные представления о публичной сфере, проявленные благодаря использованию разнообразного методологического аппарата, позволили историкам, как это отметила Анастасия Туманова, сместить ряд акцентов в самой теории публичной сферы. Так, если Хабермас концентрировался на участии буржуазии в рациональной дискуссии как на ключевом факторе, то сейчас принято считать, что тон этого общественного дискурса задавали различные профессиональные сообщества – юристов, экономистов, инженеров и прочих. Затрагиваются и иные контексты – феномен благотворительных обществ, язык публичной сферы и так далее.

В конце своей речи докладчица указала на то, что использование концепта публичной сферы помогает деполитизировать исторические изучения в рамках данного предмета. Также была предложена пространственная метафора для понимания различения между гражданским обществом и публичной сферой: если столы и стулья в аудитории можно воспринимать в качестве публичной сферы, то сама аудитория будет именоваться гражданским обществом.

Отвечая на вопрос аудитории об особенностях публичной сферы в России в исторической перспективе, Анастасия Туманова подчеркнула, что в российском контексте происходили те же процессы (тот же вектор и та же динамика), что и повсеместно на европейском континенте. В качестве особенных было выделено 2 фактора: элитаризм в начале формирования гражданского общества и активное участие государства в этом процессе. Однако подобные аспекты можно увидеть также в истории иных стран.

Продолжила тематическую сессию Танзила Дзаурова, научный сотрудник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева с докладом на тему «Влияние традиций, адатов и религии на формирование гражданского общества и общественных организаций на примере республики Ингушетия».

Докладчица начала свой рассказ с указания на то, что Кавказ является крайне традиционным регионом, но при том и также невероятно разнообразным в плане обычаев и мировоззрений здешних народов. Это определяет то, что многие уникальные практики, имеющие корни в глубокой древности, смогли пробить себе путь через крайне трудные исторические вехи к современности.

Во многом это объясняется сложными историческими обстоятельствами, а именно депортацией народов в сталинскую эпоху, которая крайне негативно сказалась на культуре ингушского этноса. Такими же неблагоприятными оказались события на Кавказе 90-х —середины 2000-х гг., когда разразились чеченские войны, что непосредственно затронуло демографическую и экономическую ситуацию в регионе. Только с начала 2010-х гг. в Ингушетии установилась стабильная ситуация, располагающая к общественному развитию.

Важной практической и исследовательской точкой отсчета оказывается факт — подавляющее большинство общественных организаций республики Ингушетия возникли в период с 2012 по 2014 год.

Важной составляющей самоорганизации в республике становится обеспокоенность состоянием культурного наследия, которое требует срочного изучения, реставрации и реконструкции. С самого начала подобную инициативу выдвинули молодые люди; позже к ним присоединилась широкая общественность. Также стали появляться объединения, занимающиеся социальными проблемами.

Докладчица отметила, что общественные институты прошлого находят свою реализацию в современных условиях. Среди таких институтов было указано на семьи, фамилии, тейпы. Как более обширные общественно-общинные объединения фамилии и тейпы оформляются в соответствующие советы, которые собираются для решения важных социальных вопросов в регионе, например, для сбора средств нуждающимся. На данный момент эти структуры активно участвуют в научных и просветительских инициативах по сохранению и возрождению культурного наследия Ингушетии.

Танзила Дзаурова отметила значимость еще одного общественного органа — общенационального совета Мехтел, который также имеет определенное значение в современных условиях, хотя в прежние времена его полномочия были куда более полны и формализированы. Также видным элементом общественной жизни выступает совет тейпов, который выполняет посредническую связь между властями и общественностью.

В выступлении был поднят вопрос о кровной мести. Данный обычай до сих пор существует в республике и является элементом социального контроля индивидов в ингушском обществе, который направлен на предотвращение совершения преступлений. После эпохи депортации ситуация с кровной местью стояла так остро, что для разрешения вопросов созывались примирительные комиссии, которые подводили стороны к взаимному прощению былого.

Важной исторической социальной практикой была взаимопомощь у женщин. В XX столетии она прекратилась, однако, как подчёркивает докладчик, в нынешние дни были предприняты шаги к восстановлению прежнего общественного наследия. Основной составляющей подобных самоорганизаций выступает рукоделие и реализация рукодельной продукции.

Отвечая на ряд вопросов, Танзила Дзаурова высказала идею о том, что подобные консервативные социальные институты помогают современному ингушскому обществу, они позволяют члену коллектива жить с уверенностью, что в случает необходимости ему всегда придут на помощь.

Николай Слабжанин, исполнительный директор благотворительной организации «Детские деревни SOS», представил доклад «Самоорганизация и организация жителей местного сообщества как инструмент поддержки семей».

Николай Слабжанин подчеркнул, что его доклад основывается на опыте благотворительной организации «Детские деревни SOS». Данная НКО существует уже 30 лет, но идея ее создания возникла ранее, после окончания Великой Отечественной войны. Это крупнейшая благотворительная организация, занимающаяся помощью детям-сиротам и детям из неблагополучных семей, устраивая их проживание в замещающих семьях. На территории России работают шесть Детских деревень SOS в Томилино, Лаврово, Пушкине, Кандалакше, Пскове, Вологде) и один Дом молодежи SOS Санкт-Петербург. НКО также занимается профилактикой социального сиротства, укреплением семьи как социального института. Ключевым аспектом ее работы является низовая самоорганизация, grassroots.

В свою очередь, как подчеркнул докладчик, базисом самой низовой самоорганизации выступает альтруистическая мотивация человека. Зачастую она связана с простым желанием улучшить окружающую его жизнь, что также основывается на традиционных практиках и ценностных установках, включая религиозные. Сущностным аспектом этого первичного стремление должна стать непубличность, негласность, которая предписывается в качестве высокого морального идеала традиционными для России вероисповеданиями.

С другой стороны, это опровергается необходимостью показать позитивные примеры, которые могли бы сформировать устремления граждан помогать друг другу.

Докладчик отметил, что данная организация появилась как низовая инициатива человека, который по своей профессиональной деятельности часто соприкасался с детскими учреждениями. Позже к нему примкнули единомышленники. Особенно было подчеркнуто, что подобное возникновение самоорганизации является общей чертой для всех частных случаев история. Моментом объединения здесь становятся не столько профессия или хобби, сколько общий ценностный фундамент.

Одним из барьеров для начала институционализации самоорганизации, по мнению докладчика, может выступить ее инициативный лидер. Часто встречаются такие ситуации, когда известно скорее имя организатора, но не сама организация. На будущее это может стать фактором распада НКО.

Средством разрешения этой проблемы выступает сетевое управление в рамках организационной иерархии, которой стараются следовать представители «Детских деревень SOS». Подобная система определяет жизнеспособность НКО, позволяет привлекать к работе новых лиц, отрабатывать практики взаимопомощи. Отвечая на вопросы из аудитории, докладчик подчеркнул, что сетевой аспект взаимодействия также важен для кооперации между самими НКО.

Полина Харыбина, представитель родовой общины коренного малочисленного народа саами «Лопарская», оленевод, член Общественной палаты Мурманской области, рассказала в своем докладе о практиках общественной самоорганизации среди коренного малочисленного народа саами на территории Мурманской области.

Докладчица прежде всего представила аудитории этнос, к которому она относится, рассказав о культуре и традициях саамов, проживающих на Кольском полуострове Мурманской области. Представители этого этноса являются коренным малочисленным народом России и на данный момент их число составляет всего 1530 человек, 1370 из которых проживают на территории традиционного расселения. Основные виды традиционной хозяйственной деятельности саамов: оленеводство, рыболовство, охота, строительство национальных жилищ, пошив национальной одежды, а также кустарное производство домашней утвари и инвентаря и иные промыслы.

Центральным фактором сохранения самобытной культурны является оленеводство. На данный момент поголовье составляет 58 000 тысяч оленей, и это сокращение в сравнении с тем, что было до Великой Отечественной войны (80 000 тысяч).

На территории Мурманской области на сегодняшний день зарегистрировано 38 саамских общин. При этом только 9 из них имеют арендованные лесные участки для выпаса оленей на территории и для занятия рыболовством.

В качестве общественных объединений на данный момент представлены 2 ключевых организации: Ассоциация Кольских саамов и Общественная организация саамов Мурманской области. Данные объединения реализуют функцию взаимодействия саамского меньшинства с органами власти субъекта Российской Федерации. Важным фактором работы и организации взаимодействия, как подчеркнула спикер, является вовлечение молодежи в деятельность советов и рабочих групп. Это помогает в разрешении различных вопросов, таких как сохранение традиционного уклада, реализации национального самоопределения и осуществления свободы вероисповедания, проблема миграции, укрепления межнационального мира и согласия и иных.

В рамках доклада отмечалось, что из областного бюджета выделяются средства на различные культурные и просветительские мероприятия. Немаловажным элементом такой поддержки становится финансирование традиционных общих народа саамов (например, мастеров декоративно-прикладного творчества).

Видную роль в национальном согласии и мире выполняет Центр народов Севера, который помогает разрешать различные вопросы общего этнокультурного развития этносов региона. В частности, по инициативе Центра в посёлке Тулома был создан этнографический комплекс, в рамках которого можно познакомиться с образом жизни и традиционным жилищем саамов. На этой базе проводятся всевозможные национально-культурные мероприятия, такие как игры в саамский футбол.

Правительство Мурманска активно прилагает усилия по развитию иных этнографических инициатив. Например, силами правительства области был создан сайт для этнического туризма Murmansk.travel. На нем представлен широкий выбор различных программ, включая тематические экскурсии.

Как подчеркнула Полина Харыбина, немаловажным вопросом остается изучение языка. На данный момент оно доступно в качестве внеурочной деятельности в 3 поселках области, таких как Ловозеро, Ёна и Тулома. Вместе с тем в 2024 году было открыто магистерское направление по технологии преподавания саамского языка на которое зачислились 5 человек. Уже эта возможность задает дальнейшую линия действия — возможность сохранения и продвижения традиционного языка.

Это крайне важно в связи с результатами исследования по уровню знания языка и необходимости его сохраняя, которые проводилось в 2010 г. Всего опросе приняли участие 200 человек, из них больше 80% составили саамы. Результаты оказались не очень утешительными. Так 31% не знает совсем саамский язык, почти 30% читает и переводится словарем, 26% владеет на бытовом уровне и лишь 15% обладают навыками свободного общения. При этом последняя категория приходится на людей более старших возрастных групп.

Общим мнением стала необходимость сохранения языка и для этого также делается многое, в частности, с помощь новейших технологий, таких как создание видеоуроков на базе мобильного приложения. Это и иной контент, как мультфильмы, аудиосказки, компьютерные игры.

Спикер отметила, что саамский народ не стоит в стороне от современных событий. Его представители активно участвуют в волонтерских акциях и в сборе гуманитарной помощи, а также оборудования, которое необходимо участникам СВО, в мероприятиях по сохранению исторической памяти, работая с труднодоступными захоронениями и устанавливая памятники участникам Великой Отечественной войны.

Модератором сессии выступила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, которая подчеркнула, что выступления докладчиков лишний раз подтвердили, что деятельность некоммерческих организаций является чрезвычайно важной для России. Идеи и инсайты, прозвучавшие в ходе сессии, вызвали неподдельный интерес у участников и породили почву для новых исследований.