• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Развитие гражданского общества и его повседневные практики

В рамках мероприятий XIII Международной научной конференции исследователей гражданского общества «Институты гражданского общества в России и за рубежом»,организатором которой выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялась секция на тему «Развитие гражданского общества и его повседневные практики».

Развитие гражданского общества и его повседневные практики

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Развитие гражданского общества связано не только с трансформацией институциональной структуры общества, но и с изменением в образе жизни граждан, в повседневной жизни которых присутствуют социальные практики гражданского общества, такие как участие в деятельности НКО и гражданских инициатив, денежные пожертвования, волонтерство и т.д.

Александра Телицына, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, открыла тематическую секцию докладом на тему «Взаимопомощь как движущая сила эволюции: от биологических механизмов к социальным системам. От экологического сознания — к экологическому гражданству».

Как отметила спикер, взаимопомощь — форма сотрудничества между индивидами для общего блага: она помогает не только одному индивиду, но и на уровне группы. Институты самоорганизации образуются за счет объединения людей для решения общих проблем, защиты интересов и основаны на принципах взаимопомощи и солидарности. Эти институты способствуют развитию гражданского общества и укреплению этих ценностей. Таким образом, можно заключить, что взаимопомощь — основа формирования культуры и ценностей гражданского общества, способствующие развитию эмпатии, толерантности и других качеств, которые, в свою очередь, содействуют установлению мирных отношений, справедливости и равенства в обществе. Теория родственного отбора говорит о том, что помощь осуществляется для передачи общих генов.

Александра Телицына привела множество примеров проявления взаимопомощи в животном мире, например, среди муравьев, приматов, дельфинов и т. д., и обратила внимание на примеры самоорганизации людей — от самых ранних способов к современным.

Были представлены результаты проведенного исследования на основе анализа сообществ в социальной сети Телеграм, где люди объединяются для решения определенных проблем. Примечательно, что сообщества с большой аудиторией чаще привлекают новую аудиторию в свои ряды. Различные глобальные вызовы требуют новых моделей взаимопомощи, образуются новые формы кооперации: возникает вопрос, как будут развиваться механизмы — в рамках НКО или на основе локальной самоорганизации граждан. Таким образом, взаимопомощь, начавшаяся как биологический механизм, стала основой человеческих социальных систем и остается важным фактором в эволюции нашего общества.

Борис Кнорре, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, выступил с докладом на тему «Имплицитная экофилософия Михаила Пришвина в контексте национальной культуры». Впервые термин «экологическое гражданство» ввел Альдо Леопольд. Это ответственное проэкологическое поведение граждан, которые участвуют в жизни общества в качестве агентов изменений в частной и общественной сферах на местном, национальном и глобальном уровнях через индивидуальные и коллективные действия, направленные на решение актуальных экологических проблем и предотвращение возникновения новых, а также на достижение устойчивых «здоровых отношений» с окружающей средой.

Большая часть исследований была посвящена соотношению экологического гражданства и достижения целей устойчивого развития, в результате которых появилось большое количество исследователей данной темы. Далее фокус смещается в сторону социокультурной проблематики, поднимаются вопросы самоорганизации для достижения целей устойчивого развития. При прочтении Михаила Пришвина явно прослеживаются «лесное/растительное» мышление или «тропиночное» мышление. Он писал о природе, а не о политической повестке, о будущем страны, как это было принято в советское время. Борис Кнорре приводит примеры природных образов в произведениях Пришвина и их влиянии на мышление человека. Также автор любил общаться с юннатами, защитниками природы, с теми, кто чувствует ее и заботится о ней. Таким образом, Пришвин оставив свое культурное наследие, породил последователей, которые обращаются к его произведениям, пишут собственные, включая в них определенные про-экологические мысли, которые способствуют объединению людей для решения различных экологических проблем.

Максим Терехов, стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, рассказал о теоретическом и практическом влиянии юристов-международников на формирование гражданского общества. Докладчик начал с проблемы идеологического влияния либерализма на юристов последней трети XIX — первых десятилетий XX века, в рамках которого подразумевалась модернизация социума благодаря переходу от абсолютизма к правовому государству, от сословного строя к гражданскому обществу. Гражданское общество включается в международно-правовой дискурс позднеимперской России. Таким образом, заключает докладчик, XIX век — время пробуждения общественности по словам П. Е. Казанского. В связи с этим международное общение понималось как своеобразное общество государств, как естественная форма общения народов, которая должна быть нормативно урегулирована.

Одним из продуктов международного общения выступает международная охрана прав, как совместная деятельность государств. Каким образом юристы-международники формировали гражданское общество? Создавались собственные общественные объединения (Общество мира, созданное в Москве в 1909 г.) в России, проводились съезды.

Доклады вызвали большой интерес у аудитории конференции и привели к оживленной дискуссии, к которой присоединились и участники программы «Гражданское общество: новые вызовы и возможности» (в рамках блока «Добровольчество» программы «Новое поколение»), представляющие страны СНГ, Абхазию и Южную Осетию.