• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Профессии добра

Ирина Мерсиянова приняла участие в дискуссии итогового форума «Сообщество», в ходе которой эксперты обсудили возможности и ресурсы для развития кадров третьего сектора.

Профессии добра

© https://forum.oprf.ru/

Модератор дискуссии Алина Яшина, заместитель Ассоциации волонтерских центров, подчеркнула, что для ассоциации тема подготовки кадров также является одной из ключевых. Тема, связанная с образованием и подготовкой кадров, позволит ответить на такие вопросы, почему запрос на образование остается большим, несмотря на широкий спектр профильных программ, что мешает сотрудникам некоммерческого сектора получать новые навыки?

Профессионализация сектора — среди главных трендов его развития в последние годы, о чем говорят появление многочисленных образовательных программ для сотрудников НКО. Этот тренд поддерживает и государство: среди мер поддержки предусмотрена и таковая в сфере подготовки и дополнительного образования работников и волонтеров СОНКО (статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Елена Иваницкая, заместитель директора департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России, отметила: «Программы поддержки осуществляют почти все регионы. Есть программы для муниципальных и госслужащих, а есть программы именно для некоммерческого сектора. И за прошлый год почти 30 тысяч представителей НКО прошли обучение по этим программам».

Профильные программы есть и в высших учебных заведениях. Одна из таких дисциплин — «Организация добровольческой деятельности и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями».

Основная глобальная тенденция, которую наблюдают эксперты в последние годы, — это формирование запроса на профессионализацию некоммерческого сектора, и в первую очередь руководителей НКО.

Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, подчеркнула, что очень важно быть в мировом сообществе. Если мы не будем читать других и общаться с коллегами на международных конференциях, то будем постоянно изобретать велосипед и думать, что мы сделали открытие. Зная, что делают другие, мы можем и сами сделать намного больше», — объясняет Ирина Мерсиянова.

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, обратила внимание, что прежде всего необходимо знание основ законодательства: «Если ты работаешь в зарегистрированной НКО, хочешь привлекать сторонников и получать поддержку, без знания законодательства далеко не уйдешь». Бухгалтерский учет, отчетность, юридические тонкости, а также один из актуальных запросов — обучение инструментам и технологиям фандрайзинга.

Марина Михайлова, директор центра социальных технологий «Гарант», дополняет, что знания о том, как работают коммерческие структуры, также необходимы: «А еще нужно понимать, как работает бизнес. Потому что именно к нему НКО приходят и просят поделиться деньгами. Неплохо бы знать, как работает власть и на каком языке с ней разговаривать».

Второй мировой тренд — приобретение компетенций в области цифровизации. В 2019 году в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ рассчитали индекс базовых цифровых компетенций НКО — он составил всего 1,8 балла из 10. За годы этот показатель увеличился не сильно — до 2,2 балла в 2023 году. Запрос на повышение этих компетенций будет расти, отметила директор Центра Ирина Мерсиянова. Она также обратила внимание аудитории, что развитие сектора невозможно и без адаптации к меняющимся условиям. Данные мониторинга состояния гражданского общества, который проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ), показывают, что 62% опрошенных руководителей НКО считают, что так или иначе смогли адаптироваться в период СВО и санкционного давления. В пандемию об этом говорили только 42%.

Артем Шадрин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций отметил необходимость разработки и актуализации существующих профессиональных стандартов и ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов): «Профессиональный стандарт — это инструмент, который позволяет сформулировать требования к знаниям и умениям работников, исходя из текущих потребностей рынка труда. А образовательные программы вузов и колледжей, программы дополнительного профобразования должны отталкиваться от профстандарта. То, как мы сможем обеспечить их актуальность, повлияет и на само образование». В России на сегодняшний день зарегистрировано 46 советов по профессиональным квалификациям (СПК) и инициирована разработка профессионального стандарта специалиста по социально-экономическим проектам в некоммерческом секторе.

Эксперты обсудили те вызовы, которые стоят в сфере, связанной с подготовкой кадров для третьего сектора. «Нет ничего сложнее, чем учить взрослых людей. Когда к нам приходят на программы повышения квалификации те, у кого масса других альтернатив, то это очень сложно. Взрослые постоянно пребывают в состоянии межролевого конфликта — и это еще один вызов», — отмечает Ирина Мерсиянова.

Было замечено, что работодатель, в том числе и в некоммерческом секторе, заинтересован в опытных кадрах, однако, нужно не бояться брать молодежь и растить их, потому что так происходит трансфер опыта, уверена Елена Тополева-Солдунова.

Посмотреть видеозапись дискуссии