• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Социальные инновации — надежные помощники в решении социально значимых задач общества

Программа I модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в профессиональном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, началась с изучения проблематики инструментария реализации социальных инноваций.

Социальные инновации — надежные помощники в решении социально значимых задач общества

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Слушатели программы разбирались в тонкостях этого актуального вопроса вместе с Андреем Константиновым, управляющим партнером и сооснователем консалтингового бюро Hard Restart, экспертом в сфере управления человеческим капиталом, создания и реализации социальных проектов, профессиональные интересы которого включают такие темы, как развитие управленческих команд, устойчивость и эффективность, трансформация организаций, социальные проекты, кадровая стратегия, цифровая культура.

Эксперт предложил аудитории, среди которой находятся представители социального бизнеса, задуматься над цитатой Оноре де Бальзака: «Там, где все горбаты, стройность становится уродством». Необходимо заметить, что тренды современного мира меняются, и в последние годы реализация инициатив, направленных на улучшение качества жизни, социального климата в обществе, становится трендом для бизнеса в целом.

Аудитория разбиралась, какие детали являются важными для проектирования бизнес-проектов. Прежде всего до разработки эффективного бизнес-плана необходимо сформулировать проблему, также нельзя недооценивать аналитическую внутреннюю работу по поиску новых идей. Если вас зацепило что-то, то необходимо почитать, ознакомиться с литературой. Новый инструмент может помочь в поиске новых идей в бизнесе, которые в свою очередь приведут и к схеме реализации и возможности зарабатывать.

Преподаватель остановился на цикле познания Колба, представляющего собой модель опытно-ориентированного обучения. Как действовать при столкновении с новой проблемой? На этапе рефлексии необходимо осмыслить проблему, изучение теории позволит перебрать варианты решения, а в ходе эксперимента могут возникнуть разные варианты реализации. Каждому предпринимателю перед проектированием социального бизнес-проекта необходимо ответить на вопрос зачем? Для чего лично ему социальные инновации и предпринимательство, что важно для самоидентификации и определения личной позиции.

Эксперт сделал акцент на работе с будущим и умении строить планы, а также на таком важном моменте, как работа с ключевыми общественными группами — теми людьми, для кого разрабатывают социальные бизнес-проекты. Как определить, кто они, ваши люди? Что необходимо при этом учесть? Важно помимо стандартных социально-демографических характеристик не забывать и про жизненные ценности потенциальных клиентов.

 

Одним из важных инструментов инноваций являются различные способы знакомства с людьми. Андрей Константинов напомнил такую истину, что легче получить негативную обратную связь, а позитивные отзывы гораздо реже происходят без запроса. В процессе реализации стартапа предпринимателю не доверяют ни государство, ни бизнес, ни люди, но все по-разному, и различный набор инструментария, а также доводов, сертификатов, экспертных мнений, отзывов и т.д. поможет преодолеть это недоверие. Умение знакомиться с людьми, интересоваться их проблемами, эмпатия и сопереживание не бывают лишними для социального предпринимателя, поэтому не нужно игнорировать совет взять за руку незнакомого человека и вместе с ним пообедать.

Инновационная идея также может сослужить службу и стать вашим конкурентным преимуществом. Таким примером может служить экоупаковка или косметическая продукция без тестирования на животных: для современного потребителя это обстоятельство может склонить чашу весов в пользу того или иного продукта. Слушатели привели такой пример, как отказ от шелкографии на упаковке, что позволит впоследствии ее вторично переработать, ведь этических потребителей в обществе становится все больше.

Эксперт остановился и на основных принципах SWOT-анализа, который позволяет увидеть реальную ситуацию в компании с учетом внешних угроз и возможностей. Важно не упустить окно возможностей, учитывая быстротечность подходящего момента.

В ходе занятий слушатели ознакомились с такими инструментами управленческих решений, как дерево проблем, дерево целей и дерево решений. У любой проблемы есть причины и последствия. Решая возникшую проблему, есть вероятность видеть лишь «верхушку» айсберга, не достаточно хорошо понимать связанных проблем, тем самым не видя «картины целиком». Важно уметь различать генеральную цель, уровни постановки проблемы и уровни постановки конкретных задач.

Аудитория познакомилась с таким инструментом, как дизайн-мышление, представляющим собой метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека. Метод приобрел популярность благодаря своей эффективности в решении множества сложных задач в различных отраслях и дисциплинах. Его отличительная черта — глубокий интерес к стратегии и сценарию пользователя.

Преподаватель обратил внимание на столпы этой методики: человек находится в центре внимания. Если опыт использования продукта расходится с ожиданиями, то возникает разрыв пользовательского опыта. Дизайн-мышление учит находить и устранять такие разрывы.

Важно, что дизайн-мышление основано на эмпатии: погружении в мир пользователя продукта, чтобы лучше понять, кто он, почему и как пользуется продуктом, как можно улучшить этот опыт. Эмпатия и рефлексия являются активаторами дизайн-мышления, способствующими улучшению качества конечного продукта и повышению самого процесса. Был сформулирован главный принцип — необходимость взглянуть на мир с позиции других людей, осознать их желания, задачи и потребности, поэтому нужно исходить из потребности человека, а не из собственного решения.

Процесс обычно состоит из этапов, таких как эмпатия, определение, генерация идей, создание прототипа, тестирование и т. д.  Этот итеративный процесс позволяет быстро оценить итоги пройденного пути, при необходимости разбив его на отдельные итерации, с повторением, проверкой и постепенным улучшением результатов, некий вариант проб и ошибок, что помогает экспериментировать, быстро получать обратную связь, находить более эффективные подходы и инновационные решения.

В завершение интерактивного курса Андрей Константинов дал советы по дополнительной литературе, которая поможет в осмыслении и закреплении пройденного материала, отметив, что нельзя недооценивать и общий кругозор, поэтому чтение такого романа, как «Шагреневая кожа», высветившего столкновение неискушенного человека с пороками общества, может также послужить подспорьем при проектировании социальных бизнес-проектов.
Руководитель программы Ирина Мерсиянова традиционно вручила преподавателю «энергетический» апельсин, отметив, что курс послужил отличным трамплином для дальнейшей увлекательной работы в ходе первого модуля.