• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Давайте разберемся: интеллектуальная собственность и сфера права

В первый день I модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, слушатели изучили тематику правового и ресурсного обеспечения интеллектуальной собственности в социальном предпринимательстве.

Давайте разберемся: интеллектуальная собственность и сфера права

Вместе с опытным экспертом в сфере интеллектуальной собственности, начальником отдела сопровождения и регистрации результатов интеллектуальной деятельности Томского политехнического университета Еленой Селивановой были всесторонне рассмотрены вопросы интеллектуальной собственности в социальном предпринимательстве.

В начале курса лекций были подняты вопросы интеллектуальной собственности в целом. Представим ситуацию, обезьяна нашла потерянную фотокамеру в лесу и случайно нажала на затвор фотоаппарата. Вопрос: кому принадлежат права на полученные автопортеты? Это реальная ситуация, вызвавшая нешуточные дебаты по всему миру. После приведенных преподавателем кейсов аудитория задумалась, почему же интеллектуальная собственность сегодня — это актуальный вопрос для предпринимателей.

Были рассмотрены реальные ситуации, когда интеллектуальная собственность являлась предметом конфликтов в бизнесе и не только. Например, интересным является недавний случай, когда московская фабрика «Красный Октябрь» предъявила претензию бурятскому предпринимателю, производящему шоколад «Аюнка», в связи с использованием дизайна упаковки, якобы схожего со всем известным дизайном шоколадок «Аленка».

В процессе умственной деятельности человек может создавать огромное количество различных объектов. Правовая охрана предоставляется лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Эксперт рассказала о том, как предприниматели могут создавать и защищать свою интеллектуальную собственность, такую как произведения литературы, искусства и науки, базы данных, изобретения, фирменные наименования, товарные знаки и многое другое.

Елена Селиванова подробно осветила этапы, сроки и юридические тонкости регистрации авторского и патентного права на музыкальные и аудиовизуальные произведения, переводы, сборники, промышленные образцы и прочие объекты авторского права. Отдельное внимание было уделено объектам, на которые не распространяется авторское право. Например, такими объектами являются идеи, концепции, методы, языки программирования, официальные документы государственных органов, государственная символика и многое другое.

Особое внимание было уделено различным тонкостям в работе с интеллектуальной собственностью, таким как оформление ноу-хау, разглашение конфиденциальной информации со стороны сотрудников компаний. Были рассмотрены вопросы: чем является бренд с точки зрения законодательства, чем отличается логотип как объект авторского права от логотипа как товарного знака. Аудитория узнала о всех видах товарных знаков, а также о том, что может выступать товарным знаком, и какие требуются пройти этапы для их регистрации.

Лекции, посвященные правовому и ресурсному обеспечению интеллектуальной собственности в социальном предпринимательстве, продолжились в ходе второго дня.

Зачастую люди сталкиваются с большими трудностями при регистрации товарных знаков. Елена Селиванова привела яркий пример, когда университет «Синергия» больше 2,5 лет боролся за признание своего обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака на территории РФ. На сегодняшний день на территории РФ признано около 260 общеизвестных товарных знаков. Процедура признания, как показывает практика, — сложный и длительный процесс, и зачастую проходит через рассмотрение Судом. Однако общеизвестный товарный знак представляет ряд преимуществ Правообладателю, среди которых бессрочный срок действия исключительного права на обозначение, а также правовая защита, немаловажное значение имеют и плюсы в восприятии предприятия к деловой репутации.

Также в начале лекции было разобрано, какие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Так не допускается прямое или косвенное указание в товарном знаке данных о товаре, которые носят описательный характер. Например, вид продукции («сок», «колбаса», «молоко»); характеристики («литр», «для ценителей»); ценностные и другие свойства («шоколадный», «настоящий», «твердый») и т. д. В ходе дискуссии по этому вопросу у слушателей возник вопрос, может ли быть зарегистрирован товарный знак сети цветочных магазинов «Городские цветы»? Эксперт объяснила, что при регистрации товарного знака не может быть использовано название товара, в данном случае слово «цветы», и такой товарный знак не может быть зарегистрирован.

Еще одной причиной отказа в регистрации товарного знака может послужить введение потребителя в заблуждение. Так, Роспатент отказал внуку председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова в регистрации товарного знака «Семейные традиции Зюгановых с XVII века». Обосновано это было тем, что заявитель не доказал, что производство велось действительно с XVII века.

Одной из важнейших тем сегодня является использование нейросетей. Преподаватель совместно с аудиторией разобрала эту тему в контексте интеллектуальной собственности на примере нейросети Kandinsky от Сбербанка. Важно понимать, что нейросеть не несет ответственности, если для других пользователей будут сгенерированы схожие с вашими изображения. Также нейросеть не отвечает в случае, если были использованы результаты, принадлежащие третьим лицам, или если нарушены права третьих лиц. Из всего этого можно сделать вывод, что пользоваться нейросетями можно, но нужно быть осторожным, особенно, если предполагается коммерческое использование сгенерированного контента.  

На протяжении всего двухдневного курса лекций слушатели делились обратной связью и приводили примеры из своей профессиональной жизни, а какие-то вопросы привели к спонтанным диспутам, что лишний раз подтвердило актуальность обсуждаемой темы.