Социальное предпринимательство как объект исследования
В рамках I модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в профессиональном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, слушатели ознакомились с темами «Понятие социального предпринимательства и его роль в решении социальных задач», «Зарубежный опыт социального предпринимательства: мировые тренды» и подробнее изучили портрет социального предпринимателя нашего времени.
Преподавателем по курсу занятий выступила руководитель образовательных программ Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Екатерина Бесшапошникова.
Предпосылками возникновения социального предпринимательства стала гуманизация общества в XIX–XX веках. Свою роль сыграли и отсутствие концепции экономической системы, эффективно решающей социальные и экологические проблемы человечества, наличие глобальных социальных и экологических проблем, грозящих выживанию человечества, инертность государственных и общественных структур по сравнению со скоростью изменения социальной обстановки. Участники смогли совершить небольшой экскурс в историю.
В 1872 году через газету «Кронштадтский вестник» Иоанн Кронштадтский обратился к жителям города с воззванием устроить для нищих и бездомных людей рабочий дом («Дом трудолюбия»), а для детей — ремесленную школу. Он сформулировал основной принцип Дома трудолюбия: сознательный и добровольный труд тех, кому нужно рабочее место. В «Домах трудолюбия» представители беднейших слоев получали работу по специальности или же не требующую квалификации, а также учились различным ремеслам.
Екатерина Бесшапошникова отметила, что несмотря на большое внимание научного сообщества к феномену социального предпринимательства, активно развивающемуся в мире последние 40–45 лет, единого понятия на сегодня не существует. Попытки формулирования определения социального предпринимательства предпринимаются на трех различных уровнях: на научно-исследовательском и академическом; на государственном законодательном и нормативно-правовом уровне (при формировании национального законодательства о социальном предпринимательстве и при создании системы управления этой сферой экономической деятельности), а также на уровне неправительственных организаций, взаимодействующих с социальными предпринимателями и социальными предприятиями. Научные исследования, например, стремятся максимально точно описать социальное предпринимательство как социально-экономическое явление.
Для исследователей и преподавателей социальное предпринимательство — это новая «ниша», расширяющая поле деятельности. Государство при формировании законодательства выбирает путь: максимальной детализации и сужения понятия социального предпринимательства для сокращения объема предоставляемых им льгот и преференций; создания приоритетов для деятельности социальных предприятий, которые связаны с самыми острыми социальными проблемами, с которыми не справляются существующие субъекты социальной и экономической деятельности.
В Европе социальное предпринимательство рассматривается как фактор экономического развития. Государство в основном реализует функцию создания благоприятных законодательных условий. Так, во Франции, Италии, Швеции действуют специальные законы о социальных предприятиях. В рамках курса были рассмотрены принципы государственной политики в отношении социального предпринимательства и приведены конкретные примеры социальных предприятий в разных странах мира.
Преподаватель остановилась на формировании четких механизмов выявления и отбора социальных предпринимателей и/или социальных предприятий для поддержки, популяризации и тиражирования их опыта, а в качестве примера привела проект «Ашока», представляющий собой новаторов для общества (Ashoka: Innovators for the Public). С точки зрения данного проекта, «социальные предприниматели — агенты глобальных изменений, основной целью которых является выявление, анализ и решение социальных проблем», «предлагающие инновационные решения социальных проблем, имеющие потенциал изменения существующих общественных моделей (положения вещей в обществе). Они демонстрируют приверженность новым смелым идеям и доказывают, что сострадание, творчество и сотрудничество — огромные силы для перемен». Ашока поддерживает не организации, а отдельных предпринимателей, соответствующих данному определению.
Слушатели изучили и развитие в России законодательства по социальному предпринимательству. С 2020 года в России ведется реестр социальных предприятий. Вхождение в реестр социальных предприятий связано с дополнительными возможностями: в ряде регионов предприятия, вошедшие в реестр, могут получить грант в размере 500 000 рублей.
На обсуждение был вынесен важный вопрос: Почему государству и обществу выгодно развитие социального предпринимательства? Каковы же факторы успеха социального предпринимательства в России. Среди них: разный уровень развития социальной инфраструктуры в разных регионах и муниципальных образованиях; региональный принцип финансирования социальной сферы и, как следствие, нехватка средств для решения социальных проблем в отдельных регионах: государственная поддержка социального предпринимательства. Наконец, такой фактор, как эффективность социальных предприятий в решении социальных проблем.
Екатерина Бесшапошникова сделала акцент на некоторые вехи развития социального предпринимательства. 1882 год — Дом трудолюбия, созданный в Кронштадте отцом Иоанном Кронштадтским, давал возможность всем, кто нуждался в крове, учиться и зарабатывать в мастерских Дома — прообраз социального предприятия в России. 1980 год. Билл Дрейтон создал НКО «Ашока: новаторы для общества» (Ashoka: Innovators for the Public), которая стала поддерживать социальных предпринимателей и ввела понятие «социального предпринимательства». 1983 год. Мухаммад Юнус основал в Бангладеш «Грамин банк» — первую в мире организацию, специализирующуюся на микрокредитовании крестьян и ставящий перед собой цель борьбы с нищетой. 1991 год. Первый закон о социальном предпринимательстве (Италия, закон 381/91, 1991 с изменениями, принятыми в 2006). 1997 год. Первая школа социального предпринимательства (Великобритания, SSE). 2004 год. Первая специальная организационно-правовая форма для социальных предприятий (Великобритания, Сommunity Interest Company (СIC). 2007 год. Фонд «Наше будущее» начал развивать социальное предпринимательство в России.
Аудитория обсудила тенденции развития социального предпринимательства и существующие проблемы и могла составить представление о мотивации и барьерах социальных предпринимателей, основываясь на данных социологического исследования, проведенного в 14 регионах РФ, с учетом более и менее благоприятных условий среды.
Курс позволил овладеть невероятным объемом информации, дав возможность каждому слушателю получить обратную связь и структурировать уже имеющиеся знания в призме своего опыта в социальном предпринимательстве.