Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Бизнес-планирование — это очень увлекательно и полезно

Стартовал II модуль Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, посвященный теме «Бизнес-планирование в социальном предпринимательстве».

Бизнес-планирование — это очень увлекательно и полезно

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Модуль открыл курс занятий, на котором слушатели вместе с преподавателем Андреем Константиновым, управляющим партнером и сооснователем консалтингового бюро Hard Restart. экспертом в сфере управления человеческим капиталом, создания и реализации социальных проектов, рассмотрели актуальные подходы к бизнес-планированию, позволяющие сформулировать долговременные и краткосрочные цели проекта, стратегию и тактику их достижения.

Как отметил преподаватель, планирование — это управленческий процесс определения прежде всего ключевой проблематики (или амбиций), целей и задач бизнеса, средств их достижения и последовательности действий, необходимых для реализации замысла предпринимателя. Оно обеспечивает переход от неопределенности к структуре, от идеи к действию. Важно отметить, что планирование — это форма стратегического мышления, а не только документ или процесс.

В рамках теоретического курса преподаватель обратил внимание слушателей на те моменты, которые особенно важны для социальных предпринимателей и НКО!

Аудитории, среди которой находятся и уже действующие социальные предприниматели, предложили задуматься над вопросами: «Какую социальную проблему вы решаете? Чью социальную проблему вы решаете? Есть доказательства значимости проблемы?».


Следует отметить, что учебный процесс был ориентирован на решение практических задач и на понимание теоретических знаний в контексте реальной жизни и профессиональной деятельности. В рамках курса состоялся практикум, в ходе которого слушатели смогли познакомиться с проектами друг друга, выбрать один из них для командной работы и сформировать перечень проблем выбранного проекта. Аудитория узнала о разных видах планирования, погрузилась в секреты построения бизнес-планов. В ходе мастер-класса аудитория получила задание разбиться на группы, с тем чтобы сформулировать и записать цель выбранного проекта, проверить кейс по критериям SMART, проверить связь с исходной проблематикой, а в итоге кратко представить результат (суть проекта и его цель).

Пристально рассмотрев структуру SWOT-анализа, с основными принципами которого многие так или иначе сталкивались в своей профессиональной деятельности, заострив внимание на матрице рисков, без которых трудно представить любое планирование, аудитория перешла к изучению PEST-анализа. Если сказать кратко, то этот анализ рассматривается как система координат для развития проекта.

Интересным откровением для многих стало знакомство со принципами менеджмента Анри Файоля, после чего будущим социальным управленцам будет гораздо легче организовать эффективную работу любого коллектива и достойно его возглавить. Полезно задуматься, чем должен заниматься директор? В частности, нельзя забывать про важнейший элемент — координационный функционал.

Как отметил Андрей Константинов, всегда важен трансформационный эффект, а проведенный на Программе день можно назвать экспериментальным, в котором слушателям представилась возможность осуществить мгновенный переход из одной деятельность в другую. 


При планировании важно учитывать жизненный цикл. Планирование, и как функция, и как инструмент, очень сильно зависит от того, на какой стадии ты находишься — ты и твой проект. Прочувствовать это помог интересный пример с жизненным циклом бабочки, которая совершает переход из динамичного в статичное состояние. В случае бизнес-проекта подобные трансформационные переходы хорошо бы планировать.

Предприниматель должен думать о будущем, о трендах и перспективах развития. Аудитория порассуждала, зачем делать планы, которые не совпадут в реальности? С этой целью создаются несколько сценариев, при этом нужно учесть, что в жизни чаще реализуются менее позитивные из них. Скажем, размышления на вопрос, кто платит за убытки, очень сильно дисциплинируют. Также необходимы и несколько видов бюджета в зависимости от более или менее позитивных сценариев развития проекта.

Эффект от проекта может быть прямым (например, производство какой-либо продукции), косвенным (создание рабочих мест для инвалидов) и отложенным (приобщение целевой аудитории проекта к здоровому образу жизни и т.д.).

Подводя итог, преподаватель подчеркнул, что бизнес-планирование — это очень увлекательно и полезно, а также напомнил, что рефлексия — это один из инструментов для личностного роста и успеха, и предложил слушателям высказаться о результатах дня.

Шайхилаева Фатима, предприниматель и основатель детского нейропсихологического центра из Пыть-Яха (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), поделилась с коллегами своими впечатлениями: «Второй модуль я ждала, и он начался плодотворно. То, что модуль начался с моего проекта, это круто». Анна Федорова, руководитель движения «Обнимаю сердцем», поделилась с коллегами: «Бизнес-планирование — это то, чем не очень люблю заниматься, но это действительно полезно и нужно!» Александр Поликарпов вспомнил про важность самоидентификации, о которой шла речь еще в первом модуле: «Я был гусеницей, а нужно выйти из кокона и начать что-то делать». Оксана Ходкевич, начальник ЦИСС Центра «Мой бизнес» (Томская область), напомнила об эффективной коммуникации и рассказала об успешно состоявшемся семинаре, проведенном вместе с преподавателем первого модуля Владимиром Вайнером.

Ольга Земляная обратила внимание на то, что предприниматель может волноваться, когда на презентациях всплывают неудобные вопросы — с ее точки зрения, побыть на мастер-классах в позиции наблюдателя и увидеть, где находится слепая зона проекта, было чрезвычайно полезно. Именно ей выпала честь вручить традиционный «заряженный на успех» энергетический апельсин преподавателю курса Андрею Константинову, ведь обратная связь по межмодульному заданию сослужила хорошую службу при презентации ее стартапа в реальной жизни.

На значимость межмодульных домашних заданий обратила внимание и руководитель Программы, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, напомнив в очередной раз девиз Вышки: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»