Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ольга Ильина: Руководителя проекта можно сравнить с дирижером оркестра

В рамках II модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялся курс теоретических и практических занятий, направленный на развитие навыков управления проектами.

Ольга Ильина: Руководителя проекта можно сравнить с дирижером оркестра

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

С современными методами управления проектами слушатели знакомились вместе с Ольгой Ильиной, доцентом кафедры управления проектами департамента стратегического и международного менеджмента НИУ ВШЭ, профессионала управления проектами (РМР, PMI), сертифицированного специалиста по управлению проектами (СОВНЕТ, IPMA).

Погружение в тему началось с изучения стандартов и практик управления проектами PMBOK 7th Edition и ISO 21502. PMBOK (Project Management Body of Knowledge), представляющих собой руководство, разработанное Институтом управления проектами (PMI), которое в седьмой версии претерпело значительные изменения.

В отличие от предыдущих версий, PMBOK 7th Edition акцентирует внимание на принципах управления проектами, а не на процессах. Включены такие аспекты, как гибкость, адаптивность и ориентация на ценности проекта. Основное внимание уделяется результатам проекта, а не только его выполнению по графику и бюджету. ISO 21502 — это международный стандарт, который описывает жизненный цикл проекта и ключевые элементы управления. Стандарт структурирован вокруг жизненного цикла проекта, включая этапы инициирования, планирования, выполнения и завершения. Он подчеркивает важность управления ресурсами, рисками и заинтересованными сторонами. ISO 21502 также делает акцент на интеграции процессов и результатах для достижения целей проекта.


Также был рассмотрен международный стандарт IPMA Individual Competence Baseline (ICB4), который определяет ключевые компетенции для руководителей проектов. Ключевые компетенции делятся на три группы навыков: личностные компетенции: рефлексия, лидерство, переговоры, ориентация на результат; технические компетенции: управление рисками, финансами, стейкхолдерами, изменениями; контекстуальные компетенции: стратегия, корпоративная культура, стандарты и регулирование. Как отметила преподаватель, успешное управление проектами требует не только методологических знаний, но и умения адаптироваться к организационным ценностям и внешним условиям.

Ольга Ильина подметила, что руководителя проекта можно сравнить с дирижером оркестра. Как в управлении проектами, так и в оркестре для эффективной и слаженной работы нужны определенные компоненты: единая терминология, готовность работать в команде, процедуры управления, единый план проекта.

Преподаватель наглядно объяснила, как составляется сетевой график проекта, а также что такое критический путь в сетевом графике. Критическим путем сетевого графика называют полный путь от исходного до завершающего этапа, имеющий наибольшую длину (продолжительность) из всех полных путей. Его временной промежуток определяет срок выполнения всех работ в сетевом графике.

В завершение курса была рассмотрена концепция экстремального управления проектами Дуга ДеКарло. Метод фокусируется на адаптивности в условиях жестких ограничений. От традиционных методов управления проектами концепция экстремального управления отличается открытым и гибким подходом. Метод акцентирует внимание на командной автономии, итеративном планировании и динамическом распределении ресурсов. Подходит для проектов с высокой неопределенностью и сжатыми сроками.

Можно уверенно заключить, что полученные в ходе занятий новые знания и навыки не только расширили профессиональный арсенал слушателей, но и заложили основу для реализации социально значимых инициатив, где баланс между стратегией, людьми и процессами становится ключом к успеху.