Инвестиционный анализ — незаменимый помощник руководителя проекта
В рамках II модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, слушатели изучили основы инвестиционного анализа.
Курс занятий провела Ольга Тищенко, преподаватель департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
В чем прежде всего заключается важность инвестиционного анализа? Он помогает запускать и масштабировать инициативы, укреплять устойчивость бизнеса, повышать доверие со стороны партнеров и доноров, а также создавать долгосрочные изменения в обществе.
Основными участниками инвестиционного процесса являются инициатор проекта, инвестор, партнеры, целевая аудитория, государство или доноры. Инвесторы и грантодатели должны понимать, во что именно вкладываются. Поэтому необходимо отличать, чем отличаются инвестиции от расходов фирмы: инвестиции имеют долгосрочный эффект, участвуют в создании активов и возможен возврат вложений. Таким образом, инвестиции создают ценность, а расходы обслуживают только текущую деятельность.
В ходе занятий были обсуждены собственные и заемные источники финансирования, их плюсы и минусы. Основные источники могут включать: гранты, субсидии, лизинг, проектное финансирование и краудфандинг.
Каким образом рассчитать цену денег, вложенных в проект? Для этого есть показатель средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Если IRR проекта меньше WACC, то проект не стоит запускать. Также существуют простой (PP) и дисконтированный срок окупаемости (DPP), которые показывают, сколько времени нужно, чтобы вернуть вложенные средства. Отличие второго от первого — учет обесценивания денег во времени (дисконтирования).
В какой последовательности нужно оценивать свой проект? Для начала необходимо спрогнозировать (оценить выручки, затраты, налоги и инфляцию), после чего рассчитать денежные потоки, ставки дисконтирования (WACC), показатели NPV, IRR, DPP и PI и, наконец, проанализировать чувствительность проекта. Таким образом, мы сможем понять, стоит ли запускать проект, как грамотно привлечь финансирование и какое решение будет правильным в той или иной ситуации.
Кроме того, необходимо обратить внимание на различные инвестиционные риски: рыночные, операционные, социальные, репутационные и финансовые. Одним из методов оценки является ответ на вопросы о том, насколько вероятно его происшествие, а также насколько он разрушителен, после чего следует разработать стратегию, как реагировать на ситуацию: избегать ее, снижать риск, передать риск, принять.
Речь также шла и о нюансах инвестиционной деятельности в социальном предпринимательстве, при этом финансовая прибыль рассматривалась как средство устойчивости, а не главная цель. Инвестиции имеют длинный срок окупаемости и могут быть сложными для оценки. Для определения социальной пользы существующим показателем является SROI. Измерение социального эффекта критично для привлечения инвестиций, принятия решений и формирования репутации устойчивого проекта.
Слушатели также изучали различные виды инвестиций и решали задачи, связанные с ними. Обсуждались типы ценных бумаг, такие как акции (привилегированные и обыкновенные) и облигации, налоги при инвестировании и преимущества индивидуального инвестиционного счета (ИИС) для социального предпринимателя. В завершение была рассмотрена тема формирования инвестиционного портфеля и его налоговые преимущества.
Преподаватель осветила и тему инвестиционного менеджмента, представляющего собой систему управления инвестиционным проектом на всех этапах его жизни, применяемого с целью обеспечения эффективности и возврата инвестиций.
Наряду с теорией участники принимали участие в практикумах, причем на примерах их собственных проектов, что позволило закрепить пройденный материал и навыки решения задач с применением формул для инвестиционного анализа.
Вручая преподавателю традиционный «энергетический» апельсин, Оксана Шестакова подчеркнула: «Такая сложная тема воспринималась легко, так как была изложена на одном дыхании, а решение задач оказалось очень увлекательным занятием».