Некоммерческий сектор — генератор реактивных решений
В рамках I модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялся курс занятий, затронувший темы «НКО и ориентированная на извлечение прибыли деятельность» и «Социальное предпринимательство и возможности коммерческих организаций».
Курс занятий был посвящен цифрам, практикам и лицам НКО и социального предпринимательства, но главное — возможности реализации социально ориентированной деятельности как в коммерческом, так и в некоммерческих секторах.
Преподаватель Владимир Вайнер — директор дивизиона развития некоммерческого сектора Агентства стратегических инициатив, руководитель совместного проекта с Фондом «Наше будущее» — каталога «Социальное предпринимательство России».
Первый день с Владимиром Вайнером затрагивал вопросы развития некоммерческого сектора, ведь в нем можно обнаружить корни социального предпринимательства: по мнению преподавателя, «на социальную ткань нарастает экономическая». Некоммерческий сектор — источник социальных инноваций, один из первых в обществе, кто реагирует на изменения среды и генерирует инновационные решения. Преподаватель подчеркнул, что уникальность НКО состоит в способности связывать все элементы: локально, административно и привлекая бизнес. Это отражает хэштег #странуменяютлюди».
Фокусом второго дня стала проблематика социального предпринимательства. Можно отметить тенденцию, когда на смену принципа максимизации прибыли приходит принцип общественного блага, реализация инициатив, направленных на улучшение качества жизни, становится трендом для бизнеса в целом.
Владимир Вайнер, приводя в пример данные о том, что потребители готовы поменять «привычный» товар на «социальный», продемонстрировал, что в условиях множества одинаковых товаров на рынке увеличивается добавленная ценность альтернативы, товаров которые несут «дополнительную мысль». Происходит «вырывание» из конкурентного поля, создание новых условий для потребительского решения.
Рассматривая историю быстрого реагирования, в рамках курса занятий были проанализированы тренды социального предпринимательства — от неопределенности и партнерства/коллаборации/кооперации до ухода от разделения малого и среднего бизнеса и НКО.