• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Предприниматель — не обязательно инноватор из Силиконовой Долины

В рамках I модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялось лекционное занятие на тему «По ту сторону Силиконовой долины: почему “повседневное предпринимательство” тоже предпринимательство?».

Предприниматель — не обязательно инноватор из Силиконовой Долины

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Лектором выступил Александр Чепуренко, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, известный социолог, специалист в области экономической социологии, автор более 200 работ, в том числе 4 индивидуальных монографий.

Можно сформулировать несколько основных вопросов, ответы на которые прозвучали в ходе лекции. Почему в бизнес-школах и в политике любят рассуждать об инновационных стартапах, но забывают о «повседневном предпринимательстве»? Лектор дал определение, что такое социальная миссия и остановился на экономическом значении «повседневного предпринимательства». Были рассмотрены его различные типы и формы, такие как как малый бизнес, семейное предпринимательство, этнический бизнес, гибридное предпринимательство и другие. Слушатели узнали характерные особенности креативного предпринимательства.  Говоря о социальном предпринимательстве, Александр Чепуренко предположил, что аудитория разбирается в ряде вопросов не хуже, а в чем-то — даже лучше лектора.

Александр Чепуренко ставит такой вопрос: чем предпринимательство как тип поведения отличается от непредпринимательских форм хозяйственной активности? Ответ на него формулируется с помощью автора концепции «эффектуальной логики действия предпринимателя» С. Сарашвати.

Таким образом, общим во всех видах предпринимательства является тип поведения, который отличает предпринимательство от непредпринимательских форм хозяйственной деятельности, а именно логика принятия решения. Инновации бывают не только техническими, но и социальными, процессными и многими другими. Именно предприниматели способствуют тому, чтобы экономика выходила на новые уровни. 

Важный момент, о котором часто забывают — основные рабочие места создаются и микробизнесом, а не только крупными компаниями, который и представляет собой повседневное предпринимательство. У повседневного предпринимательства есть определенное экономическое значение: в нем создается больше половины от всех рабочих мест отдельных стран, здесь производится не менее половины ВВП. 

Говоря об инновационном предпринимательстве, лектор подчеркнул, что в теории мы наблюдаем следование Й. Шумпетеру, а на практике — абсолютизацию инновационной функции и сужение понимания инноваций до высоких технологий (выпадают социальные, организационные и иные типы инноваций). Так происходит, потому что легче «продавать успех» «единорогов», чем рассуждать о проблемах «мышей».

Резюме лекции заключается в том, что предприниматель — не обязательно инноватор из Силиконовой Долины, но это человек, готовый руководствоваться логикой эффектуального мышления, а «повседневное предпринимательство» фирм-мышей не менее важно и полезно для экономики и общества, чем деятельность «единорогов». Существует множество типов и видов предпринимательства, многие из них так или иначе, на том или ином этапе могут способствовать решению важных социальных задач общества.