Частицы добра порождают огромное благо
История становления и традиции социального предпринимательства в России стали предметом пристального внимания слушателей I модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Лекцию провела Анастасия Туманова, профессор, доктор исторических и юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Она рассказала слушателям о направлениях работы социальных предпринимателей в дореволюционной России, а также о категориях населения, активно участвовавших в развитии социального предпринимательства.
Путешествие в историю началось с рассказа о социальном и экономическом контексте России на рубеже XIX–XX веков. В начале XX века Россия была одной из крупнейших стран, уступая по размерам территории только Великобритании с колониями, занимала лидирующие позиции по темпам прироста промышленного производства и уровню естественного прироста населения. Если ранее класс предпринимателей почти не был представлен в политической и социальной среде, в XIX веке начал формироваться феномен участия средств предпринимателей в социальной сфере. Преподаватель отметила, что в первую очередь это было сопряжено с проблемами людей из ближайшего круга предпринимателей, например, членов семей, а затем круг интересов предпринимателей расширялся. Важно отметить, что этот процесс происходил вместе усилением идеи о важности распространения русской культуры среди российской интеллигенции и за пределами страны.
На рубеже веков Россия столкнулась с множеством проблем, таких как: высокий уровень естественного прироста населения и низкая грамотность, крупные войны, недостаточно развитая система здравоохранения. При этом, хотя темпы прироста промышленного производства были высоки, по сравнению с другими странами прирост на душу населения был достаточно низким. В связи с этим в обществе и в экономике страны появился запрос на распространение образования и развитие медицины. Проблемы, существующие в обществе, отражались на жизни каждой отдельной семьи. Именно представленность проблем на двух уровнях, уровне семьи и общества, стала решающим фактором в формировании социального предпринимательства в России.
Пример одного из первых социальных предприятий — Трехгорная мануфактура Прохоровых. Поскольку стоимость труда в Москве была достаточно высокой, при этом в городе было множество детей, включая сирот, которые нуждались в получении образования и навыков для работы, возникла идея создания ремесленной школы при ситценабивной мастерской. В ней воспитанников обучали ремеслу и выплачивали стипендию за работу, что привлекало людей со всей страны. В то же время на мануфактуре возникает идея о необходимости существования системы социального лифта для развития и продвижения работников. Одним из важных факторов производительности труда работников была инфраструктура и социальные гарантии. Так, при мануфактуре появились богадельня и родильный дом, рабочий городок с канализацией и отоплением, театры и библиотеки. Кроме этого, был создан социальный пакет — продолжительность работы ограничивалась 10 часами в день, производилась выплата больничных и пенсий, работники получали возможность отдыха в санаториях. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Трехгорная мануфактура была признана одной из лучших в мире в сфере заботы о рабочих. Прозвучал рассказ и о других заметных социальных предприятиях: «Товариществе А. И. Абрикосова и сыновей» и Доме трудолюбия в Кронштадте.
Аудитория обсудила, что выступало главным мотивирующим фактором к созданию социальных предприятий, и пришла к мнению, что социальные предприниматели, по-видимому, стремились оказать влияние на общественное сознание путем привлечения людей и финансовых средств на свои предприятия. Историки считают, что главные мотивы состояли в альтруистической натуре людей, особенностях русского национального характера, стремлении улучшить качество жизни и устранить пробелы государственных систем, увлечении теорией «малых дел», признававшей естественной для интеллигенции роль хранителей и распорядителей культуры, а также практическом интересе предпринимателей в приобретении специальных навыков и наращивании социальных связей.
В завершение лекции возник вопрос, насколько модель современного социального предпринимательства отличается от дореволюционной модели. В результате оживленной дискуссии слушатели пришли к общему выводу, что в настоящее время социальные предприниматели ставят перед собой более широкие задачи, чем раньше, на что среди прочих причин оказывает влияние развитие законодательства в области социального предпринимательства.