Традиционные ценности и современная активность: новые формы гражданского участия
В рамках XIV Международной летней школы «Актуальные вопросы исследований общественной самоорганизации и гражданского общества в России и за рубежом», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ,состоялась тематическая сессия «Традиционные ценности и современная активность: новые формы гражданского участия», собравшая исследователей и практиков из разных стран.
С докладом «Солидарное гражданское действие: участие молодых в гуманитарной помощи жителям приграничных районов, пострадавших от боевых действий» выступила Влада Кириллова, стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. В центре внимания оказались субъективные смыслы гражданственности, формирующиеся у молодых волонтеров из Курска и Санкт-Петербурга, участвующих в помощи людям, пострадавших от боевых действий. Автор выявила различия в типах гражданской активности волонтеров, разделив вовлеченность на институциональную (встраивание в уже существующие организации) и ситуативную (через спонтанные инициативы). Молодые волонтеры демонстрировали высокую эмпатию, стремление к подлинной помощи и формирование идентичности через участие. Курские волонтеры были более локально ориентированы, ощущая принадлежность к региону, тогда как петербуржцы действовали на основе гражданской позиции на уровне страны. В целом исследование подтвердило, что гуманитарное волонтерство становится пространством формирования действенной гражданственности у молодежи.
Оксана Ерофеева, доцент Белорусского государственного университета, представила первый доклад «Возможности методов рhotovoice и sensemaking в формировании традиционных ценностей студентов» в соавторстве с Мариной Бородатой, доцентом кафедры социальной работы и молодежной политики ВятГУ. В рамках исследования студенты из Беларуси и России фотографировали объекты, которые они ассоциировали с такими ценностями, как патриотизм, гуманизм и гражданственность. Эти изображения становились отправной точкой для сторителлинга и коллективного обсуждения, позволяя выявить глубинные смыслы, заложенные в представлениях молодежи. Методика показала высокую эффективность: она стимулировала рефлексию, вовлечение и актуализацию ценностей в сознании студентов. Как отметила докладчица, применение метода «фотоголоса» в сочетании с подходами смыслотворчества открывает очень широкие возможности организовать воспитательную работу эффективно и инновационно.
Третьим докладчиком стала Севинч Дильшодбекова, представлявшая молодежные организации «ZIYO forum» и «UVA». Её доклад был посвящен роли молодежных движений и патриотических инициатив как формы гражданской самоорганизации. Она отметила, что молодежь в условиях глобализации все чаще обращается к патриотизму как к источнику идентичности и ценностной опоры. Докладчица представила классификацию молодежных движений, подчеркнув роль культурных и патриотических проектов, способствующих национальному единению и международному обмену. В рамках собственного исследования, проведенного среди студентов МГИМО в Ташкенте, она отметила, что лишь около 20% студентов активно участвуют в международных и культурных мероприятиях. Финансовые ограничения и недостаток интереса были названы основными причинами низкой вовлеченности. Она акцентировала необходимость организации финансовой поддержки и создания платформ для сетевого взаимодействия, чтобы привлечь более широкие слои молодежи.
С докладом «Роль студенческих инициатив в формировании гражданского сознания: опыт Судана» выступили Гомаа Ахмед и Мохаммед Ахмед из Судана, представители молодежной благотворительной организации «ГАЯЗ». Они рассказали об опыте создания и развития благотворительной инициативы, ставшей крупной гуманитарной платформой в условиях пандемии и войны. Организация оказала медицинскую, образовательную и экономическую помощь более чем 100 тысячам человек, задействовав более 25 тысяч волонтеров. Особое внимание было уделено образованию: в 2023 году была организована онлайн-школа для школьников, лишённых доступа к обучению, благодаря которой более 5 тысяч детей поступили в университеты. «ГАЯЗ — это не просто организация. Это надежда для тех, кто потерял всё», — отметили докладчики. Они подчеркнули значимость международного обмена и выразили надежду на сотрудничество с волонтерами и специалистами из других стран.
Заключительный доклад «Оценка добровольческих практик студентов-наставников по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методом Photovoice» представила Марина Бородатая. С помощью уже упомянутого в первом докладе метода «фотоголос» студенты, вовлеченные в проекты наставничества, через визуальные образы и сторителлинг осмысляли, как участие в проектах повлияло на их профессиональное развитие, личностный рост и отношение к детям. В их нарративах прослеживались такие темы как формирование уверенности, развитие мягких навыков, пробуждение эмпатии и изменение представлений о детях-сиротах. Визуальные метафоры: банка с конфетами, магнит, гирлянда из фонариков — позволили раскрыть тонкие, сложно выразимые словами смыслы опыта взаимодействия с детьми. Применение данного метода помогло студентам-наставникам отметить важные моменты и достижения, выразить свои эмоции и переживания, связанные с работой с детьми-сиротами, организовать диалог и обмен опытом.
