Коммуникация как инструмент стратегии
В рамках IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялся курс лекций, посвященный развитию навыков публичных выступлений и коммуникации.

Лекции органично продолжили тему, введение в которую состоялось в ходе визита в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Навыки публичных коммуникаций слушатели осваивали под руководством авторитетного эксперта Валерии Альбертовны Устиновой, почетного работника культуры г. Москвы, педагога театра Et cetera п/р А.Калягина, художественного руководителя социального проекта «Вдумчивые чтения». Валерия Альбертовна является автором идеи, режиссером и продюсером подкаста об основательнице сестринского дела, первом медицинском статистике, социальном реформаторе Флоранс Найтингейл, который получил специальный приз жюри ХI Международного фестиваля социальной рекламы.
Основой для первого упражнения в рамках курса стала известная психологическая модель самопознания и коммуникации — «Окно Джохари». Ее создатели, Джозеф Люфт и Гарри Ингхэм, предложили рассматривать личность через четыре зоны:
- Открытое окно: то, что известно и мне, и другим (мои навыки, часть характера, которую я не скрываю).
- Слепое окно: то, что не знаю я, но видят во мне другие (привычки, непознанные таланты или недостатки).
- Скрытое окно: то, что я знаю о себе, но скрываю от других (страхи, тайны, личная информация).
- Неизвестное окно: то, что не известно ни мне, ни моему окружению (скрытые потенциал, ресурсы, нераскрытые способности).
Именно с целью раскрытия «слепого окна» Валерия Альбертовна предложила группе упражнение. Оно начиналось с личной рефлексии. Каждому участнику предстояло ответить на вопрос: «Когда люди видят меня впервые, мне кажется, что они думают, что я…». Ответы были разными: «веселый», «высокомерная», «добрая» — первые впечатления, которые часто становятся барьером в коммуникации. Однако настоящие открытия ждали во второй части. Слушатели сделали из бумаги «улиток». На каждом витке нужно было оставить характеристику для коллеги, отвечая на тот же вопрос: «Когда я впервые тебя увидел, я подумал, что ты…». «Это инструмент для сокращения «слепого пятна», — пояснила преподаватель. Для многих стало откровением, что их воспринимают как «открытых», «энергичных» или «надежных», хотя они сами себя чувствовали совсем иначе.
Вторым стало упражнение под названием «Идеальный коммуникатор». Его смысл в том, чтобы научиться доносить новые знания до аудитории, находящейся в «зоне незнания». Одному из слушателей был показан сложный абстрактный рисунок. Его задача заключалась в том, чтобы всего в пяти предложениях описать изображение так, чтобы остальные, не видя его, могли воспроизвести картинку на своем листе бумаги. Правила строги: после пяти фраз аудитория могла задать лишь по одному уточняющему вопросу. Затем «коммуникатор» получил право на три уточняющих предложения, чтобы помочь группе исправить ошибки, но без указаний на то, чей рисунок более точен. Финалом стало сравнение оригинального изображения с тем, что получилось у слушателей. Картинки у всех отличались, что стало лучшей иллюстрацией ошибок в коммуникации. На последовавшем обсуждении группа давала обратную связь: «нужно было сначала обозначить центр композиции», «следовало уточнить пропорции», «не хватило описания ключевого элемента» и так далее. Это упражнение наглядно показало, как просто быть неправильно понятым и как важно структурировать речь, предвосхищать неясности и чутко реагировать на запрос аудитории.
Можно с уверенностью сказать, что прошедший курс помог слушателям улучшить эффективность коммуникаций и публичных выступлений. Приобретенные навыки — от глубинного самопознания через «Окно Джохари» до отточенной точности в передаче сложной информации — превратили коммуникацию из рутинного обмена информацией в стратегический инструмент.
