Тема для дискуссии: оценка социального и экономического воздействия социальных бизнес-проектов
В рамках IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, темой для конструктивной дискуссии стала проблематика оценки социального и экономического воздействия социальных бизнес-проектов.

Актуальность темы обусловлена тем, что современный бизнес все чаще стремится быть не просто прибыльным, но и полезным для общества. Но как измерить ту реальную пользу, которую приносят социальные бизнес-проекты? Преподаватель Екатерина Бесшапошникова — руководитель образовательных программ Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» — ответила на эти вопросы в ходе лекций и мастер-класса со слушателями.
На начало августа 2025 года в России официально зарегистрировано 10 261 социальное предприятие. Цифра кажется значительной, но на самом деле это лишь 0,16% от общего числа малых и средних предприятий страны, что говорит о большом потенциале для роста. Зачем измерять социальный эффект? Социальное воздействие — это изменение качества жизни человека или группы людей, произошедшее благодаря взаимодействию с социальным предприятием или НКО. Измерение этого воздействия — важная задача для самих предпринимателей, для государства, для клиентов и благополучателей, для СМИ и потенциальных партнеров.
Екатерина Бесшапошникова представила три метода измерения и анализа социального воздействия:
1. Описательные методы — это сбор кейсов, видео- и фотоотчетов, рассказов благополучателей. Эти истории наглядно демонстрируют изменения, но их сложно сравнивать и агрегировать;
2. Методики, нацеленные на описание процесса достижения социальных результатов (теоретический метод) — это более строгий подход, так как предполагает составление причинно-следственных связей, анализ количественных и качественных данных, анализ контекста и др.;
3. Методы, нацеленные на оценку социальных результатов в натуральном выражении — например, количество трудоустроенных представителей социально-незащищенных групп;
4. Рейтинговые (индексные методы), направленные на сводку наборов значений натуральных показателей к единым рейтинговым оценкам;
5. Методы, позволяющие оценить социальную результативность инвестиций в социальные предприятия.
Кроме того, Екатерина Бесшапошникова обратила внимание участников на показатель SROI, который позволяет измерить социальное воздействие. По данным фонда, средний показатель SROI по 30 проанализированным проектам составил 3,1. Наиболее эффективными сферами оказались: медицина (SROI = 5,84), инклюзивные центры развития и дополнительного образования для детей (SROI = 3,50).
Оценка социального воздействия — это мощный инструмент управления, который позволяет социальным предприятиям улучшать свои продукты и услуги на основе обратной связи, обосновывать свою ценность для государства и инвесторов, привлекать финансирование и партнеров, мотивировать сотрудников, наглядно показывая значимость их работы, планировать свое развитие и масштабирование наиболее эффективных практик.
В рамках мастер-класса Екатерина Бесшапошникова поделилась шестью этапами постепенного внедрения оценки социального воздействия в свою организацию. Слушатели смогли потренироваться на шаблоне для разработки теории социальных изменений, для чего сформулировали стратегическую цель, определив решения социальной проблемы (миссию предприятия), определили социальное воздействие / изменение в поведении, знаниях, навыках, возможностях, ответив на вопрос, в чем будет выражаться решение проблемы? Необходимо было определить, в чем выражаются достигнутые результаты. Это количественные среднесрочные (1 год) и долгосрочные (3–5 лет) цели и показатели, в которых будет выражаться социальное воздействие. Что необходимо запланировать? Ключевые действия, необходимые для достижения поставленных целей Ключевые ресурсы, необходимые для осуществления ключевых действий. Слушатели программы имели возможность взять в помощники инструменты специально разработанного искусственного интеллекта.
Преподаватель привела в пример конкретные шаблоны инструментария, которые можно внедрить в свою деятельность и повысить продуктивность проекта, например, анкеты для работников социального предприятия, трудоустраивающего инвалидов, и подробную карту оценки социальных результатов. Совет — не пренебрегать шаблонами, которые могут облегчить путь к цели, а также возможностями искусственного интеллекта.
Работа Фонда «Наше будущее» доказывает: добро можно и нужно измерять. А точный расчет — это первый шаг к тому, чтобы его приумножить.
