Управлять бизнесом на деле, а не на словах
В рамках IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в профессиональном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялся курс занятий, посвященный теме управленческого учета.

Эту важную тему слушатели осваивали под руководством старшего преподавателя факультета экономических наук НИУ ВШЭ Татьяны Малофеевой. Представляя преподавателя курса, руководитель Программы Ирина Мерсиянова подчеркнула, что тема управленческого учета важна для бизнеса, потому что он помогает оценивать стабильность бизнеса и эффективность сотрудников, понимать, как работают отделы, справляется ли команда с задачами, принимать обоснованные решения, эффективно планировать, контролировать доходы и расходы, снижать затраты, оптимизировать бизнес-процессы и повышать рентабельность бизнеса.
Руководитель получает точную и актуальную информацию о состоянии бизнеса, что минимизирует риск ошибочных решений.
Существуют разные виды управленческого учета. Самые распространенные — производственный, маржинальный, бюджетный, стратегический. Но управленческий учет каждого бизнеса всегда уникален, как уникальна каждая компания, тем более в социальной сфере.
Внимание слушателей было приковано к классификации и поведении затрат, которое может быть разным, калькуляции себестоимости методом полного распределения затрат и по переменным затратам. Слушатели узнали, как осуществить анализ «затраты объем прибыль» (CVP). Важным моментом стал упор на калькуляцию затрат по видам деятельности (АВС), целевую калькуляцию затрат, калькуляцию затрат жизненного цикла и комплексное управление качеством.
В процессе освоения темы слушатели получили практические навыки стратегического мышления, управления рисками, финансового моделирования и т.д.
Роль управленческого учета заключается в предоставлении руководству необходимой информации для принятия обоснованных управленческих решений. Чтобы сформировать подобный учет управленцам понадобится как внешняя, так и внутренняя информация, которая связана со сферой деятельности компании.
Какие инструменты для работы с полученными данными наиболее полезны для различных задач? Например, TPS используется для сбора, хранения и модификации данных о транзакциях организации, а 1C обеспечивает общую информационную и коммуникационную среду для высшего руководства.
Был подробно разобран процесс планирования — один из важнейших аспектов управления проектом. Планирование в своем основании можно разделить на определение целей и выбор соответствующих вариантов действий. Из него формируется стратегия, из которой затем вырастают долгосрочный и краткосрочные планы. В результате формируется три управленческих уровня (стратегический, тактический и операционный), на основании которых определяются особенности ведения управленческого учета.
Было уделено и внимание оптимизации затрат, как основной проблеме, с которым работает управленческий учет. В частности, были рассмотрены различные виды затрат и их роль в функционировании организации.
Руководителю необходимо уметь произвести оценку стоимости проекта, в чем помогут показатели эффективности. Часть курса была посвящена процессу планирования и бюджетирования в компании как инструменту управления. Ведение бюджета движения денежных средств позволяет вовремя заметить нехватку денег, избежать кассовых разрывов и необходимости в срочных дорогостоящих займах для их покрытия.
Управленческий учет создает единое информационное пространство, которое позволяет оперативно реагировать на изменения, повышать эффективность и достигать стратегических целей.
