• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Бухгалтерский учет для социальных предпринимателей: советы и рекомендации

В рамках второго модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организованной Центром исследований некоммерческого сектора и гражданского общества НИУ ВШЭ, состоялся курс, посвященный основам бухгалтерского учета и отчетности в социальных проектах.

Бухгалтерский учет для социальных предпринимателей: советы и рекомендации

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Лекции и практикум, проведенные Татьяной Малофеевой, старшим преподавателем Школы финансов НИУ ВШЭ и профессиональным бухгалтером России, были посвящены введению в бухгалтерский учет и основным его принципам. Аудитория узнала о понятии бухгалтерского учета, тенденциях его развития и его особенностях в России, структуре бухгалтерского баланса, а в завершение слушателям представилась возможность отточить навык составления баланса.

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система регистрации, анализа и обобщения информации по операциям организации. Татьяна Малофеева обратила внимание слушателей на те особенности, которые характерны для бухгалтерского учета социальных проектов, если они осуществляются в рамках некоммерческих организаций. В частности, для отчетности НКО характерны свои особенности. Цели, стоящие перед коммерческими и некоммерческими организациями и влияющие на учет, также различаются.

Освоение тонкостей бухгалтерского учета слушатели программы профпереподготовки продолжили с обсуждения расширенного правила сбалансированности и других принципов анализа и ведения бухгалтерской отчетности финансово-хозяйственной деятельности в коммерческих и некоммерческих организациях. Правило сбалансированности подразделяет хозяйственные средства (универсальный объект финансового учета) на две формы: в форме состава и их функциональной роли, а также в форме принадлежности. Соответственно в этой схеме активы равны сумме обязательств и капитала. Капитал в свою очередь состоит из вложенного (уставного) и заработанного (непосредственной прибыли).

Как отметила Татьяна Малофеева, так обстоят дела в коммерческих компаниях. В НКО же активы равны сумме обязательств и целевого финансирования, которое состоит из уставного (паевого) фонда и целевых средств (поступления средств, пожертвования, взносы за вычетом использования этих средств).

В аналогичном контексте (различий бухучета коммерческих компаний и НКО) аудитория обсудила отчеты о финансовых результатах и их формирование (отчеты о целевом использовании средств в НКО), взаимосвязь между основными финансовыми отчетами (связь средств доходов, расходов и дивидендов), вопрос средств собственника и то, как они могут влиять на капитал организации. Операции с собственниками очень важны для бухгалтерского учета, так как исходя из концепции обособленности учет предприятия – это учет отдельного хозяйствующего лица.

Лектор рассказала слушателям о влиянии разного рода операций на балансовое уравнение в бухгалтерском учете. Были приведены конкретные примеры.

На второй части занятия Татьяна Малофеева рассказала о том, что счета — это способ группировки, систематизации, вторичной регистрации и накапливания информации о состоянии и движении экономически однородных видов хозяйственных средств, источников их образования и хозяйственных процессов. Счет главной книги или Т-счет имеет две стороны: дебет и кредит. Доходы записываются слева, расходы справа.

На той же идее, что и правило сбалансированности, в бухучете основан метод двойной записи: каждая операция вызывает равновеликое, но противоположное изменение двух статей бухгалтерского баланса, равенство активов и пассивов всегда сохраняется, и каждая операция записывается в одних и тех же суммах дважды — в дебет одного и кредит другого счета. Метод двойной записи по-разному можно выразить, беря во внимание то, говорим мы об активах, обязательствах или капитале, доходах или расходах. Слушатели также узнали о различных потоках, сальдо и оборотах по дебету или кредиту в схемах активного и пассивного бухгалтерского учета.

Оказывается, существуют две формы учета: синтетический и аналитический учеты. Синтетическим называется учет обобщенных данных бухучета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операциях по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухучета. Аналитическим называется учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухучета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Также существует так называемый план счетов — систематизированный перечень синтетических счетов предприятия. В России при этом план счетов определяется на законодательном уровне. В плане счетов фиксируется нумерация и названия синтетических счетов и перечень субсчетов, которые могут быть открыты для детализации синтетических счетов.

Обсудив теоретические аспекты темы, участники продолжили изучение оборотно-сальдовой ведомости, включая разбор источников ошибок, которые могут случиться при ее составлении, а также рассмотрели методы исправления ошибочных записей. Лектор рассказала, что учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета, а также о том, как она формируется.  

В завершение для закрепления материала слушатели проанализировали решение практических задач на составление оборотно-балансовой ведомости и баланса.