Эпизодические волонтеры: правда и вымысел
Ирина Мерсиянова выступила спикером дискуссии «Эпизодические волонтеры: кто это и правда ли, что их не удержать?».
В медиацентре «Благосфера» прошла третья дискуссия из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?», организованных совместно с Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Эксперты Высшей школы экономики представили результаты исследования «Эпизодические волонтеры: кто это и правда ли, что их не удержать?».
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провел российскую часть международного проекта, который проводится в 22 странах мира — от Мексики до Индонезии — по инициативе Университета Пенсильвании (США) и Роттердамской школы менеджмента Университета Эразмус (Королевство Нидерланды).
Один из руководителей российской части проекта Ирина Мерсиянова отметила, что исследование далось не так легко, так как нужно было всем объяснять, кто такие эпизодические волонтеры: «Это было одно из самых сложных исследований, которые нам доводилось проводить: в данном случае объект исследования был не очень определен». Однако в итоге выборка составила 2 494 человека по всей России, которые полностью ответили на все вопросы анкеты.
Каков же портрет эпизодического волонтера? Согласно полученным данным, в эпизодическом волонтерстве чаще участвуют жители крупных городов (с населением более миллиона человек), с высшим образованием и средним уровнем доходов («на бытовую технику хватает, автомобиль купить не можем»). В основном это специалисты (28%), студенты (26%) и люди, занимающие руководящие должности (14%). Возраст — немного старше 30 лет. При этом многие из них участвуют в других практиках гражданского общества: лишь 6% респондентов не приходилось за последний год делать денежные пожертвования, а делают это на регулярной основе 24%.
Интересно, что организатор крупнейшей в России благотворительной ярмарки «Душевный Bazar», имеющий дело с большим количеством волонтеров, в том числе и с теми, кто участвует в волонтерстве эпизодически, исполнительный директор D-Group.Social, Инга Моисеева, также принимающая участие в дискуссии, подтвердила, что в общих чертах эпизодические волонтеры из ее практики соответствуют полученному описанию.
В большинстве случаев мотивацией для участия служат личные мотивы — на вопрос «Почему вы решили поучаствовать в волонтерской деятельности на данном мероприятии?» большинство респондентов ответили, что это интересно (58%) и доставляет эмоциональное удовлетворение (49%), а также позволяет встречаться с новыми людьми (36%). Однако четверть опрошенных назвали волонтерство своим гражданским долгом. А чаще всего эпизодических волонтеров можно встретить на культурных и спортивных мероприятиях.
Какие впечатления остались от участия в волонтерской деятельности на мероприятиях? 50% говорит, что они оценили бы свой опыт на отлично, еще 43% — хорошо, удовлетворительно — 6%. Казалось бы, что оценки плохо и очень плохо, набравшие по 1 проценту, несущественны на общем фоне.
Однако, Ирина Мерсиянова считает, что даже один скептически настроенный человек заслуживает внимания исследователей, и дает повод для организаторов стремиться лучше работать с потенциальными волонтерами, ведь людям свойственно делиться со своими друзьями и знакомыми впечатлениями, и из такой цепочки в конечном итоге и складывается общественное мнение.
Она подчеркнула, что неверно воспринимать волонтеров как чудо: «Сейчас они придут и все сделают. Это не так. Необходимо формировать культуру волонтерской деятельности путем подготовки, которая, разумеется, стоит и денег в том числе».
Как отметила Ирина Мерсиянова, помимо разговора о результатах исследования, получился прекрасный разговор и о жизни, участники дискуссии вспомнили атмосферу, царящую на «Душевном Bazarе», а участница дискуссии Александра Яловая выразила благодарность за то, что именно директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора невольно вовлекла ее в общественную деятельность: «БлагоДарю за подаренный Вами необыкновенный, интересный и манящий мир «Гражданского общества». Как важно, когда «инфекция» благости, которую Вы нам передаете, нас заряжает и, этот «вирус» стремительно распространяется, живет и становится частью жизни», — лишний раз подтвердив, что «вирус» волонтерства и добра существует.