Волонтеры — ваша служба востребована и важна
Слушатели Летней онлайн-школы стали участниками экспертной дискуссии «Кто и почему обращается за услугами волонтеров?», проведенной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с медиацентром «Благосфера».
Такие дискуссии из цикла «Что мы знаем о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» уже стали хорошей традицией — у их участников есть возможность получить самую свежую информацию о состоянии гражданского общества и некоммерческого сектора в России.
Хедлайнер встречи Ирина Мерсиянова представила данные опроса на основе 2018 телефонных интервью с россиянами старше 18 лет, отобранными на основе всероссийской репрезентативной выборки, проведенного Центром в августе 2020 года, проанализировав в своем докладе динамику изменений в отношении к волонтерству во время пика ограничительных мер в обществе, связанных с пандемией коронавируса, и в последующем периоде. Докладчик отметила, что данные исследования могут служить для заинтересованных лиц неким ориентиром для принятия управленческих решений, в частности, подсказать, как вовлекать волонтеров в работу, а также то, как использовать ресурс волонтерства и благотворительности в адаптации россиян к новым условиям, сложившимся в обществе. Приглашенным экспертом семинара стал руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский, а модератором выступила директор медиацентра «Благосфера» Наталья Каминарская. Модератор дискуссии подчеркнула, что целью цикла экспертных дискуссий является не просто ознакомление с данными статистики, перед их участниками из сферы некоммерческого сектора стоит задача научиться правильно их интерпретировать с тем, чтобы использовать в своей работе.
Ирина Мерсиянова подчеркнула, что в свете последних событий в обществе тема безвозмездного добровольного труда находится на передовой среди многих других вопросов, которые изучает Центр в рамках мониторинга гражданского общества[1].
Прежде всего, интересный факт — волонтеры входят в четверку субъектов, лидирующих по частоте упоминания в ответах россиян на вопрос, к кому бы они обратились за помощью для решения их бытовых проблем в случае необходимости самоизоляции при распространении коронавируса. Данные опроса показали, что помощь волонтеров во время ограничений, связанных с пандемией COVID-19, была крайне важна и востребована — и в августе каждый пятый россиянин (20%) готов обратиться за их помощью для решения бытовых проблем в случае самоизоляции. Как отметила Ирина Мерсиянова, это означает огромный спрос на труд волонтеров: больше 20 млн человек среди взрослого населения в нашей стране ценят помощь волонтеров и готовы к ней прибегнуть! При этом только к волонтерам и ни к кому больше обратились бы 4% респондентов, что может служить в своем роде настораживающим сигналом — неужели, кроме волонтеров, больше не к кому обратиться в случае необходимости?! Также докладчик заметила, что из этих данных следует, что инфраструктура, созданная во время пандемии, была действенной и должна продолжать работать.
[1] Мониторинг состояния гражданского общества ведется с 2006 года Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
В государственные учреждения, социальные службы обратилась бы почти треть россиян (34%), также, как и к соседям и коллегам по работе (27 и 28% соответственно), причем эти показатели немного выросли по сравнению с апрельскими данными. Вероятно, это связано с тем, что люди вышли на работу, а также стали больше общаться и с соседями. Общественные организации, благотворительные фонды и церковь при ответе на этот вопрос выбирает приблизительно одинаковое количество россиян — 7, 6 и 5 % россиян. Ирина Мерсиянова также отметила, что готовность обратиться к волонтерам значимо коррелирует с готовностью обратиться в общественные организации и благотворительные фонды.
Участники дискуссии обсудили характеристики волонтеров и проблему доверия. Уровень доверия во время пандемии снизился, и, по мнению Юрия Белановского, этот результат отчасти объясняется страхом перед опасностью заразиться коронавирусом от других людей.
Во время пандемии россияне активно проявляют различные виды помогающего поведения — от социального дистанцирования до передачи продуктов и вещей организациям, распределяющим помощь. При этом среди респондентов, которые готовы обращаться к волонтерам за помощью, доля людей, помогающим другим во время пандемии, выше.
Респонденты ответили на вопрос, кто должен оказывать помощь людям на самоизоляции, и сообщили о своем мнении, кто, с их точки зрения, оказывает ее на самом деле в реальности. Так, согласно мнению 75% россиян, государство и социальные службы должны оказывать помощь людям на самоизоляции, но только 34% респондентов считают, что они действительно ее оказывают. Причины этого разрыва стали предметом оживленного обсуждения экспертов и участников дискуссии. Что касается волонтеров, то 47% россиян считают, что они должны помогать другим во время самоизоляции, и 45% считают, что они действительно оказывают такую помощь. Это говорит о том, что помощь волонтеров россиянам заметна, и надежды, связанные с нею, оправданы.
Юрий Белановский также обратил внимание на проблему связи между волонтерством и оказанием государственных услуг — с его точки зрения, люди порой не видят разницы между первым и вторым. Он также отметил, что в доверии к волонтерам в открытой среде и «закрытых пространствах» (например, больницах, психоневрологических интернатах) есть целый ряд различий и выразил надежду, что привычка регулярно участвовать в оказании помощи в разного рода учреждениях у волонтеров сохранится, несмотря на длительный перерыв, так как эти учреждения продолжают находиться на карантине.
Презентация результатов исследования:
Ирина Мерсиянова "Кто и почему обращается за услугами волонтеров?"