Обсуждаем онлайн: как проводить исследования волонтерства
В рамках онлайн-школы «Актуальные вопросы исследований волонтерства» состоялась дискуссия, посвященная проблематике проведения исследований волонтерской деятельности.
Исследование волонтерской деятельности — интересный и при этом сложный процесс: ценой ошибки могут стать неверные управленческие решения, а также деньги и время, потраченные на некачественное исследование впустую. Руководитель школы, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова и социолог с большим опытом практической работы Тимур Османов (НИУ ВШЭ, Фонд общественного мнения) рассказали слушателям Летней онлайн-школы, как избежать основных ошибок и провести хорошее социологическое исследование.
Прежде всего, спикеры отметили, что волонтерству, как объекту эмпирических исследований и сложному социокультурному феномену, присущи специфические трудности. В частности, критерии отнесения к волонтерам не определены однозначно, а труд волонтеров разнообразен — он бывает организованным и неорганизованным и применяется в различных сферах деятельности.
Эксперты обсудили разницу в численности волонтеров, проявляющуюся при включении в исследование разных формулировок вопроса о вовлеченности в волонтерский труд. При использовании закрытых вопросов доля волонтеров меньше, чем при применении альтернативных вопросов с перечнем различных видов волонтерской деятельности. Кроме того, предметом обсуждения стали расходящиеся данные о численности волонтеров в стране, полученные в ходе опросов Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и Федеральной службы государственной статистики. При этом при анализе данных государственной статистики о волонтерском труде выявлена существенная противоречивость данных о численности участвующих в добровольной деятельности: по данным Росстата на конец II квартала 2 млн 760 тыс. человек в возрасте от 15 лет работали волонтерами за последние 12 месяцев (около 2% населения в возрасте от 15 лет), однако, численность добровольцев СОНКО в 2019 году превысила 4 млн человек. В ходе дискуссии была затронута проблематика самоидентичности волонтеров — участники узнали ответ на вопрос, в какой мере те россияне, кто занимается добровольной безвозмездной деятельностью, относят себя к волонтерам и с чем это может быть связано.
Вариантами направлений исследований могут быть спрос на волонтерскую помощь, усилия добровольцев. Важно правильно оценивать, какие потребности есть у государственных/муниципальных учреждений, НКО, социально уязвимых групп населения в волонтерской помощи, какие социальные задачи в регионе могут решаться при участии волонтеров. Одно из важных направлений — «предложение» или потенциал волонтерского труда, состоит в определении тех волонтеров, которые постоянно участвуют в регионе в волонтерских практиках, уточнении его портрета, источников привлечения, мотивации, групп и каналах коммуникации, а также потенциальных участников волонтерских практик. Исследования могут быть связаны с инфраструктурой, со стейкхолдерами и потенциалом социального партнерства.
Участники вебинара узнали, что в зависимости от целей исследований волонтерство можно исследовать с помощью количественного и качественного методов, а также в ряде случаев получать количественные и качественные результаты одновременно.
Ирина Мерсиянова рассказала о разнице в этих подходах, а также рассказала о процессе формирования выборки, которая обычно составляет не менее 2000 респондентов: чтобы исследователь мог составить представление о волонтерской деятельности, группа волонтеров, входящая в состав респондентов, должна быть достаточно большой. При этом Тимур Османов отметил, что в некоторых случаях выборка может составить меньше 2000 человек, например, при телефонном опросе, цель которого — узнать общее количество волонтеров в регионе.
Исследование начинается с формирования опросной анкеты, причем рекомендации по ее составлению сформулировать труднее. Одна из них — проверять ее качество, обсуждая ее с интервьюерами.
Выбор так называемой «полевой» компании, которая непосредственно будет проводить опрос респондентов, является одним из важнейших при проведении любых исследований. При этом необходимо учитывать, что слушатели Летней школы в разных регионах страны могут быть ограничены в выборе. Тимур Османов поделился критериями отбора, среди которых — рекомендации знакомых, в том числе и групп профсообществ в социальных сетях, членство в профессиональных ассоциациях, а также подсказал, какими базами данных можно воспользоваться и как определить рейтинг исследовательской компании и поделился секретом, когда можно выбрать «полевую» компанию и из соседнего региона.
Можно с уверенностью сделать заключение, что спикеры не только осветили теоретические аспекты, но и поделились секретами профессионального мастерства, а слушатели вебинара смогли яснее представить те вызовы, которые стоят перед современными исследователями волонтерства, о чем говорят их слова благодарности. «Очень не хватало такой информации для деятельности. Радует, что теперь есть возможность провести работу над ошибками и в будущем провести более качественные исследования», — в частности, оставила в чате отзыв слушатель школы Анастасия Пилипенко.