• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Интеллектуальная собственность — как защитить свои права

Слушатели V модуля Программы профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, прослушали курс лекций на тему «Интеллектуальная собственность в социальном предпринимательстве: правовое и ресурсное обеспечение».

Интеллектуальная собственность — как защитить свои права

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Преподаватель курса, патентный поверенный РФ Елена Селиванова в первой лекции рассказала о правовой охране бренда, в рамках которой участники разобрали вопросы о том, что такое бренд с точки зрения законодательства; что необходимо учесть при разработке бренда; как зарегистрировать товарный знак; что такое однородные товары; как защитить нарушенные права и возместить убытки.

Так что же такое бренд? Бренд — это нематериальный собирательный актив, который включает в себя средства индивидуализации, деловую репутацию, объекты авторского права, фирменный стиль и промышленный образец. Идентификаторами бренда являются его имя, логотип, дизайн, цвет, шрифт, персонажи, запахи и другие.

В ходе занятий были рассмотрены отличительные признаки логотипа, товарного знака и промышленного образца. Отдельное внимание лектор уделила подробному раскрытию видов товарных знаков — словесных, изобразительных, комбинированных, цветовых, позиционных, нетрадиционных, иллюстрируя их кейсами из практики.

Следующими были рассмотрены однородные товары, то есть такие, в отношении которых у потребителя может создаться представление о принадлежности их одному и тому же изготовителю или источнику происхождения и выделены критерии (звуковой, графический, семантический, общее зрительное впечатление), по которым можно определить сходство товаров.

Отдельно были изучены этапы регистрации товарного знака и обозначения, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Елена Евгеньевна также представила ряд интересных случаев отказа в регистрации товарного знака в российской и зарубежной практике. Например, рэперы 21 Savage и Дрейк использовали для оформления своего музыкального альбома обложку журнала «VOGUE» без разрешения последнего. В связи с многообразием подобных кейсов лектор рассказала о способах защиты нарушенных прав, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность нарушителей.

В ходе второй лекции слушатели узнали о свободном использовании интеллектуальной собственности. В первую очередь лектор рассказала, что предполагается под свободным использованием, какие должны выполняться условия и какие цели такое использование может преследовать. Например, согласие правообладателя не требуется, когда произведение переходит в общественное достояние, но здесь также имеются нюансы. Более того, в зависимости от целей свободное использование имеет свои особенности и ограничения. Отдельное внимание Елена Евгеньевна уделила категории условно свободных случаев использования.

Подробнейшим образом лектор рассмотрела вопрос о цитировании. В частности, единый консенсус в отношении объема допустимого цитирования в судах отсутствует (например, в одном из дел цитирование в объеме 13% было признано допустимым, в другом объем в 14,5% — нет). Не обошли вниманием карикатуры (например, известный образ Ждуна), фотографии, управление правами на YouTube. Далее Елена Евгеньевна рассказала о лицензиях Creative Commons, свободных лицензиях (open source) и способах получения согласия правообладателя.

В заключение слушатели узнали о коммерциализации интеллектуальной собственности.