• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Самоорганизация российской общественности в позднеимперской России: главный принцип — добровольность

Анастасия Туманова прочитала лекцию на тему «Самоорганизация российской общественности и благотворительные устремления россиян в XIX — начале XX вв.» в Российской государственной библиотеке для молодежи. Выступление прошло в рамках цикла дискуссий «Что такое гражданское общество и как оно меняет жизнь к лучшему?», организованного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с РГБМ.

Самоорганизация российской общественности в позднеимперской России: главный принцип — добровольность

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Продолжая традицию первых встреч, и это мероприятие было приурочено ко Дню мецената и благотворителя. Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, доктор исторических и юридических наук профессор Анастасия Туманова сделала доклад на тему «Самоорганизация российской общественности и благотворительные устремления россиян в XIX — начале XX вв.».

Он был посвящен самоорганизации российского общества и формированию в ее рамках опыта частной и общественной благотворительности. В ходе своего выступления докладчица остановила свое внимание на традициях самоорганизации, сформированных в дореволюционной Москве, на различных практиках социальной помощи, на феномене социального общения и его ценностных основаниях.

Во введении Анастасия Туманова обратила внимание аудитории на теоретические аспекты. В частности, привела высказывания таких теоретиков, как А. де Токвиль («Демократия в Америке»), Э. Геллнер («Условия свободы»), Г. Алмонд и С. Верба («Гражданская культура»). Так что же представляла собой, по их мнению, гражданская культура нового типа, или же третья: «Плюрастическая культура основана на коммуникации и убеждении, культура консенсуса и разнообразия, культура, допускавшая изменения, но не умерявшая их».

В ходе лекции ее участники узнали, что первые общественные организации в Российской империи возникли на ее западных рубежах, поскольку там в первую очередь перенимались передовые европейские практики общественной самоорганизации. Впоследствии лидерами стали Москва и Санкт-Петербург, но это отнюдь не означало, что в российской глубинке эти практики не были востребованы.

Одним из прототипов общественных организаций стал английский клуб, куда принимались новые члены только по рекомендации. Так, известно, что Дельвиг получил такую рекомендацию от своего дяди, однако, как он упоминал в письме, неизвестно, когда такая счастливая возможность сможет осуществиться. Голосование проводилось с помощью шаров (balles. balle — «шар»), которые опускались действующими членами клуба в специальные урны, и от этого и произошло слово «баллотироваться», то есть избираться с помощью голосования. Что же давало членство в общественных организациях в позднеимперской России? Прежде всего не обязательно было принадлежать к определенному сословию, быть человеком определенного уровня обеспеченности и т.д. Участие в обществах помогало заводить полезные связи, повышать свой профессиональный уровень, приобретать новые навыки, а также это помогало зарабатывать репутацию, таким образом представляя собой «социальный лифт» того времени.

Еще в Екатерининское царствование появились ассоциации различных типов, в частности просветительские, идеи которых лежали в потребности в общественном служении и конструктивной работе, что стало признаком зарождения гражданского общества. В качестве примера может служить Вольное экономическое общество, которое дожило и до наших дней.

Докладчица рассказала о воспитании добродетелей в стенах частных обществ того времени со взгляда современника, известного юриста С.В. Пахмана: «Взаимное общение — это непобедимая сила динамичного, всестороннего и рационального развития и совершенствования как отдельного человека, так и всего человечества, и предполагает безусловную помощь любому важному предприятию. Объединение различных взглядов, сведений, опыта и дарований делает возможным то, что кажется безнадежным для одного человека или многих, работающих по отдельности и без общего плана!»

Спектр деятельность российских обществ того времени был чрезвычайно широким — от помощи бедным и беженцам до социальной медицины, физкультурного образования и сельского хозяйства и т.д.

Доклад завершился заинтересованной дискуссией участников встречи. В рамках дискуссии были подняты проблемы сословного и гражданского обществ в России и их соотношения, специфики функционирования добровольных ассоциаций в советской России, отношения к благотворительности в 1920-е гг. и др.

Как отметила Анастасия Туманова, сфера ее исторических исследований по этой теме завершается к 30-м годам прошлого столетия, когда начинается советская эпоха со своей общественной организацией: «Главное отличие заключается в принципе истинно добровольного, а не обязательного и поощряемого государственной идеологией участия».

Во встрече приняли участие научные сотрудники Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора к.э.н. В.Б. Беневоленский, А.Ю. Телицына, ведущий аналитик Т.А. Богословская и стажер-исследователь Центра А.С. Лосева.