• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Роль сказкотерапии в формировании положительных установок на гражданское участие

В рамках программы первого дня XII Международной летней школы «Теоретические и эмпирические исследования гражданского общества в России и за рубежом» состоялась тематическая сессия, посвященная роли сказкотерапии в формировании положительных установок на гражданское участие.

Роль сказкотерапии в формировании положительных установок на гражданское участие

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Это по-настоящему нестандартный, можно сказать, инновационный подход к обсуждению темы повышения общественной активности населения.

Дискуссию открыл доклад Ирины Стишенок, исследователя в области психологических наук, практикующего психолога и консультанта, автора многочисленных книг и других публикаций по сказкотерапии. Она рассказала о сказкотерапии — каким образом она воздействует на людей, в том числе побуждая к гражданскому участию. Сказкотерапия — метод практической коррекции, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

Также докладчица заострила внимание на уровнях воздействия сказки, ее влияния на сверхсознание, сознание и бессознательное мышление.

Ирина Стишенок подняла вопрос о сходстве и различиях в формировании установок при помощи русских народных сказок и сказкотерапии, заметив, что установка — это неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте. Наглядные примеры дали понять, что профессиональная сказкотерапия не несет в себе плохую мораль. Сказки несут в себе особую метафору, при этом без явных нравоучений, помогая читателям повышать уровень своего самосознания, становиться лучше и добрее.

Продолжил сессию доклад «Подкасты как канал формирования положительных установок россиян на участие в благотворительности», представленный Маргаритой Мерсияновой, выпускницей лицея НИУ ВШЭ, ведущей подкаста «Сказки для жизни». Докладчица представила результаты исследования, проверенного на базе данных Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и лично проведенных глубинных интервью со слушателями подкаста «Сказки для жизни».

«Сказки для жизни» — это подкаст, авторами и ведущими которого являются брат и сестра Платон и Маргарита Мерсияновы, это истории для взрослых и детей, которые делают самые обыкновенные вещи волшебными. Они помогают взглянуть на мир и самих себя по-другому, стать добрее, счастливее и сильнее.

Маргарита отметила, что молодежь показывает более высокую информированность о подкастах и слушает их чаще, чем люди более старшего возраста. В целом к ним обращаются чаще представители относительно благополучных категорий населения: жители городов-миллионников, имеющие доход, который легко позволяет им удовлетворять основные потребности. На наглядном примере — подкасте «Сказки для жизни» — докладчица показала, каким образом сказкотерапия влияет на формирование установок россиян на участие в благотворительности. Подкаст стимулирует слушателей совершить добрый поступок, оказать помощь. Этому могут способствовать следующие факторы: позитив и доброта сказок, глубокий смысл, в простых жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются многие, ответы на жизненные вопросы и хороший конец.

В результате своего исследования докладчица представила рекомендации для развития культуры благотворительности в нашей стране, которые будут способствовать росту вовлеченных в нее числа людей. Прежде всего для этого необходим комплексный подход; тогда эффект от прослушивания терапевтических сказок будет выше, а также необходима социальная реклама, ознакомление широкого круга населения с позитивными примерами благотворительной деятельности.

После завершения сессии участники приняли участие в специальном тренинге на командообразование, подготовленном Ириной Стишенок. Участникам был выдан раздаточный материал: листок бумаги и фломастер, после чего сказкотерапевт зачитала авторскую сказку «Часы», а по ходу рассказа попросила участников нарисовать определенные детали часового механизма.

Все эти этапы были проведены для того, чтобы слушатели смогли выявить свою роль в команде, свои возможности в командной работе.

Можно с уверенностью констатировать, что тренинг стал ярким завершающим аккордом насыщенной программы первого дня Летней школы: получился целостным, насыщенным, подарил его участникам массу положительной энергии, способствовал подъему общего эмоционального фона, а также эмоциональному раскрепощению, улучшению психологического климата и сплочению коллектива.