Ирина Мерсиянова представила данные исследования на тему «Каковы масштабы цифровизации гражданского общества в России?»
Презентация состоялась на очередной экспертной дискуссии из совместного цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера»
Тема цифровой трансформации гражданского общества стала особенно актуальной во время пандемии коронавируса COVID-19. В фокусе внимания участников дискуссии находилось два основных вопроса: «Как трансформируется третий сектор под влиянием процесса цифровизации и как этот процесс влияет на самоорганизацию населения?»
Ирина Мерсиянова напомнила участникам дискуссии, что разговор о цифровизации гражданского общества стартовал еще в прошлом году, а в ходе дискуссии речь шла об индексах цифровизации, которые представляют собой относительно новое понятие для сферы третьего сектора, однако, подобные индексы, которые показывают степень или уровень цифровой компетентности, существуют и для населения, и для бизнеса, и для стран в целом.
Индекс цифровых компетенций НКО был построен на основе четырех показателей, таких как: цифровое присутствие, цифровая инфраструктура, цифровой фандрайзинг и цифровые коммуникации. Оценка для каждой организации рассчитывалась по десятибалльной шкале пропорционально количеству инструментов, используемых НКО. Итоговый индекс, представляющий собой среднее значение по всем четырем показателям, сравнительно невысок и составляет 1,8 балла, тогда как максимальное значение в выборке — 7,4 балла.
Ирина Мерсиянова отметила, что на первый план по уровню компетенций выходят цифровые коммуникации, которые в среднем по выборке набирают 2,6 балла (при максимальном балле в 8,3 по 10-балльной шкале), однако, и это значение сравнительно невысоко. Этот индикатор показывает, как НКО использует цифровые каналы для общения с целевыми аудиториями, органами власти, СМИ и другими заинтересованными сторонами: 56% представителей НКО используют социальные сети, 44% — сайт, 26% респондентов пользуются для рассылок электронной почтой, мобильные приложения для коммуникаций применяют 16% опрошенных и платформы для поиска волонтеров — 10%. Большой разброс между средним и максимальным значениями индекса говорит о разной степени задействованности цифровых каналов при осуществлении коммуникаций в разных НКО страны.