• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Энергия волонтера — в свободе!

На очередном занятии онлайн-курса общеуниверситетского факультатива Высшей школы экономики «Организация волонтерской деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО», проводимого Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, обсудили технологию межсекторного взаимодействия и изучили правовые основы организации волонтерства.

Энергия волонтера — в свободе!

©danilovcy.ru

Очередное занятие курса провели управляющий партнер консалтингового бюро Hard Restart, эксперт в сфере развития человеческого капитала, создания и реализации социальных проектов Андрей Константинов, в том числе и сам являющийся волонтером благотворительных проектов, и руководитель межрегионального Добровольческого движения «Даниловцы», соучредитель Школы социального волонтерства, председатель Совета Ассоциации «Союз волонтерских организаций и движений» Юрий Белановский. Модератором выступила старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Александра Телицына.  

Лекция Андрея Константинова была посвящена теме «Технология межсекторного взаимодействия». Лектор акцентировал внимание слушателей на три опоры сотрудничества, такие как информация, доверие, взаимодействие, приведя цитату Конфуция (551 до н.э.— 479 до н.э.): «Я слышу — я забываю. Я вижу — я запоминаю. Я делаю — я понимаю».

Слушатели правильно ответили на вопрос об основных участниках межсекторного взаимодействия, которыми являются некоммерческие организации, бизнес-компании и органы государственной власти, однако, они забыли включить в этот список частных лиц.

Почему в любой деятельности важно четко определить цель? Ответ заключен в определении этого понятия: «Цель — это желаемый исход, к которому направлены усилия человека или группы людей, и который определяет смысл их деятельности». Другими словами, цель — это конечный результат, который хочет достичь человек или организация, и который служит основой для планирования, реализации и оценки их действий. Такие элементы, как WOOP, в переводе — желание, результат, препятствие, план, требуют к себе пристального внимания при постановке той или иной цели.  

Слушатели обсудили важность личной системы координат, куда входят ценности человека как члена общества, среди которых — свобода выбора и поддержка других!

Завершая лекцию, Андрей Константинов резюмировал: «Общеуниверситетский факультатив Вышки — это уникальная возможность критически отнестись к своим текущим проектам, это шанс под руководством опытных экспертов пересобрать гипотезы, которые ты считаешь нерушимыми!»

На лекции Юрия Белановского продолжился разговор, посвященной организации волонтерской деятельности. В этот раз фокус внимания был направлен на правовые аспекты организации волонтерской деятельности. Мы помним, что в прошлый раз лектор обещал вместе со слушателями найти, где прячется энергия волонтера.

Слушатели в ходе интерактивной лекции ответили на непростые вопросы специально подготовленной для них анкеты. Например, один из вопросов звучал следующим образом: «Директор детского дома считает, что дети — под его полной ответственностью, и только он будет решать, пускать вас к ним или нет? Директор прав или нет?». Позднее слушатели вместе с экспертом подробно разобрали каждую ситуацию и обсудили правильный ответ.

Юрий Белановский предложил обсудить 4 ситуации по различным волонтерским проектам и решить, какая из них наиболее жизнеспособная? В результате активного интерактивного обсуждения у слушателей не возникло сомнений, что больше всего шансов для эффективной долгосрочной реализации имеет кейс «Дети в больнице»: «Группа из 15 друзей студентов прониклась рассказом однокурсницы, которая навещала родственницу маленькую девочку в больнице. Она говорит, что там всем детям одиноко и грустно. Заведующий отделением не против волонтеров. И группа все вместе решает навещать детей в больницах по пятницам. Приходить будут, кто сможет и проводить время с детьми в игровой комнате за простыми занятиями — игры, творчество, общение». Почему, например, не случай, когда бабушка просит волонтера, принесшего ей продуктовый набор, навещать ее для еженедельного чаепития и общения? А ведь бабушка своей просьбой фактически просит волонтера сменить род деятельности — одно дело — разово доставить набор продуктов, а другое дело — вести беседы с пожилым человеком на регулярной основе, что ближе к деятельности психолога.

В чем же скрыта энергия волонтера? Ответ может удивить, по мнению Юрия Белановского, она скрыта в свободе. Должностные инструкции обязывают штатного сотрудника выполнять свои обязанности определенным образом, волонтерская же деятельность — своего рода подарок, за качество которого волонтер не несет ответственности.

Одна из главных задач организатора волонтерства — найти баланс, чтобы оказываемая волонтером услуга была качественной.