Социальное предпринимательство как феномен
Один из дней I модуля программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» был посвящен широкому кругу вопросов социального предпринимательства как феномена.
Слушатели программы профпереподготовки, организотором которой является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, во главе с экспертом Михаилом Космачевым, руководителем дирекции стратегических исследований и анализа Фонда «Наше будущее», смогли рассмотреть понятие социального предпринимательства с совершенно разных сторон.
Прежде всего предметом разговора стали понятие, портрет и роль социального предпринимательства в экономике и социальной сфере. Вместе с преподавателем аудитория искала ответ на такой вопрос: «Почему современные глобальные вызовы заставляют меняться всех, и даже бизнес?»
Если рассматривать социальное предпринимательство как феномен, то прежде всего необходимо констатировать, что прибыль и социальный эффект для социального предпринимателя одинаково важны. Решение социальных проблем — обязанность государства. Почему этим должен заниматься бизнес?
Социальное предпринимательство как концепция начало оформляться в 80-х гг. XX в. Так, первой организацией, системно занявшейся поддержкой предпринимательских социальных инициатив, популяризацией феномена и самого словосочетания «социальное предпринимательство», стал некоммерческий фонд Ashoka. Идеология социального предпринимательства заключается в том, что предприниматели продвигают инновационные решения социальных проблем, при этом используют рыночные инструменты и бизнес-модели, адаптируя их под свои проекты с учетом сохранения финансовой устойчивости.
По мнению спикера, необходимо четко уяснить разграничение понятий. При социально-ответственном инвестировании происходит самоограничение инвестиций морально-этическими соображениями и предприниматели берут на себя обязательство исключить взаимоотношения с контрагентами и направлениями, деятельность которых связана с «грязными» экологическими производствами, оружием и т.д. В случае социальных инвестиций идет реализация социальных и экологических программ, направленных на получение долгосрочного эффекта, с учетом интереса инвестора. Импакт-инвестиции предполагают получение прибыли (или хотя бы частичный возврат капитала) и достижение конкретного социального или экологического эффекта.
Слушатели разобрали вопросы законодательной и инфраструктурной рамки деятельности. Социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества.
В частности, они узнали, какие субъекты МСП могут получить статус социального предприятия и получили консультацию по методическим материалам от фонда социальных региональных программ «Наше будущее».
Михаил Космачев разъяснил, почему гранты в случае социального предпринимательства можно назвать «стероидами» социального бизнеса (но часто и антидепрессантами).
Было отмечено, что социальное предпринимательство в России часто зависит от помощи внешних стейкхолдеров. Важную роль в развитии социального бизнеса играют инвестиции и корпоративные программы крупных компаний. Одним из показателей деятельности крупного бизнеса является поддержка местных сообществ в регионах присутствия. Невыполнение данного показателя способно привести к репутационным потерям компании и (в экстремальных случаях) давлению на компанию со стороны властей.
Мерами же поддержки служит все то, что помогает обеспечить устойчивость социальных предпринимателей. Это не только государство, но и бизнес, и фонды, и каждый из нас, при этом много разных неуниверсальных подходов. На каждый запрос — свой инструмент.
Разговор коснулся и оказания услуг в социальной сфере негосударственными организациями, был обсужден международный опыт, выявлены преимущества и препятствия. В мировой практике накоплен значительный опыт оказания услуг в социальной сфере коммерческими организациями. В развитии и более широком применении оценки деятельности социального бизнеса заинтересованы и государственные органы, и органы МСУ, и организации, занимающиеся развитием этого сектора. Социальные результаты деятельности социального бизнеса конвертируемы в финансовые показатели и имеют прикладной эффект для экономики и социальной сферы региона.
И, наконец, слушатели узнали много тонкостей об аренде помещения, которая может служить даже ключевым фактором в развитии социального бизнеса.
Как отметил спикер, опросы и общение с социальными предпринимателями неожиданно выводят на поверхность самый острый вопрос о льготной аренде. Дешевые кредиты, гранты, свои средства часто направляются на решение вопроса с арендой помещения. Муниципалитеты и «Мой Бизнес» — союзники СП в этом вопросе? Нет универсального помещения для СП — запрос всегда нюансирован. Спикер привел конкретные примеры. Как получить недвижимость за 1 рубль в Московской области?
Например, когда недвижимость находится в изношенном, иногда и в аварийном состоянии, соответственно, реконструкцию предприниматели берут на себя — провести капремонт нужно в течение 1,5 лет или реконструкцию за 3 года. Аренда составит 1 рубль за 1 квадратный метр в год. Если же износ объекта составляет менее 80 %, то цена аренды будет рассчитываться исходя из размеров налога на недвижимость — 2,2 % от кадастровой стоимости. Слушатели не просто узнали об этом, но и получили конкретные инструкции, как действовать в таком случае.
Конечно, такой глобальный разговор не мог не вызвать множество вопросов, одним из которых был: «Как вы считаете, какие направления социального бизнеса станут самыми трендовыми в ближайшее время?»
Михаил Космачев считает, что новые тренды будут прежде всего связаны с цифровизацией и всем, что с ней связано, новыми технологиями в реабилитации и помощи людям, поскольку на них есть запрос в обществе, проектами, связанными с развитием искусственного интеллекта.
День, по общему мнению, был насыщен информацией и множеством полезных знаний, которые могут способствовать поиску наилучшего решения задач, которые стоят перед слушателями программы профпереподготовки.