• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Важный разговор о социальных инновациях: лидеры, формы, возможности

В рамках I модуля программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» была подробно рассмотрена тема «Социальные инновации: лидеры, формы и возможности».

Важный разговор о социальных инновациях: лидеры, формы, возможности

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Доклад, посвященный социальным инновациям, представил Владимир Вайнер, заведующий Центром инновационных экосистем в социальной сфере НИУ ВШЭ, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, креативный директор Центра рекламных исследований Grand Prix.

Как отметил в своем выступлении спикер, социальное предпринимательство — очень широкое понятие. Любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство. Для инноваций характерно расширение деятельности: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки, применение более эффективных технологий, что обеспечивает рост пользы, которые социальный бизнес приносит обществу. Можно сказать, что в обществе появляется новый тренд: «На смену принципа максимизации прибыли приходит принцип общественного блага».

Владимир Вайнер представил каталог «Социальное предпринимательство России» (2015–2020 гг.) и рассказал о  научно-популярном журнале «Позитивные изменения» — единственном издаваемом в России профессиональном издании, в котором отражаются результаты новейших исследований в оценке социально-экономического воздействия, импакт-экономики, фундаментальных и прикладных исследований.

В рамках доклада были представлены результаты исследования «Перспективы создания торговой марки в сегменте социального предпринимательства». Анализ данных позволяет на основе выработанных 12 шкал составить рекомендованную стратегию позиционирования. Так, 67% респондентов, отвечая на вопрос «Покупая такую продукцию, какие эмоции вы скорее всего испытаете?», указывали на появление более радостных эмоций, чем при покупке обычных товаров от того, что кому-то помог.  Тем не менее 69% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Если купленная продукция не оправдает ваших ожиданий, купите ли вы ее снова?», и, соответственно, 31% — положительно. 81% потребителей вероятно переключится на бренды с социальным мотивом (при условии равных цены и качества товара), согласно исследованию Cone Inc., Кэрол Коун.

Спикер разобрал случаи производства продукта из серии «Сделано социальным предпринимателем» как фактора потребительского решения — данный продукт обладает субъектностью и «добавленной ценностью» альтернативы.

У слушателей программы вызвали интерес результаты исследования «Образ социального предпринимателя — Россия и Казахстан. Взгляд SAP». В рамках исследования были выделен профиль социального предпринимателя — 7 шкал: отношение к территории, отношение к рекламе, отношение к бизнесу, к благотворительности, к инновациям, к трудоустройству и персонализации.

Владимир Вайнер обратил внимание на различие между социальным предприятием и некоммерческим, социальным проектом, выраженном в экономической устойчивости социального воздействия. Прежде всего отличие бизнеса в социальной сфере и социального предприятия заключается в социальном воздействии. Были рассмотрены три сферы социального предпринимательства, а также образ современного социального предприятия.  

Прежде всего сфера приложения сил социальных предпринимателей связана с клиентоориентированностью, куда крупные госструктуры просто не доходят. Должны доходить, но не доходят, как отметил спикер: «Если угодно, последняя миля для крупных социальных структур. Вот приходит человек в поликлинику, получает лечение, но сфера реабилитации у нас очень слабо развита. Вот он выходит из поликлиники и его подхватывает социальное предпринимательство в сфере реабилитации и доводит дело до конца совершенно бесплатно или за минимальную плату».  Вторая ниша социального предпринимательства: «Это то, что окружает и улучшает быт человека или жизнь человека, это создание экосреды и того, что делает жизнь человека более благоустроенной». Наконец, третья ниша социального предпринимательства: «Это реализация наиболее перспективных технологий там, где государственные структуры просто по определению, будучи громоздкими, не успевают. Это новые медицинские технологии, новые технологии в образовании, в профессиональной подготовке и социальном обеспечении — там, где за счет технологического отрыва можно получить и маржинальность, и все остальное».

Новые тренды связаны с новой реальностью, в которой мы живем. Необходимы новые ответы на глобальные вызовы времени: устойчивость в неустойчивом; понимание, насколько устарело наше будущее; тренд на осознанное потребление и др.

Слушатели совместно со спикером разобрали примеры социальных предприятий в разных сферах, которые уже сегодня следуют этим трендам, реализуя востребованную обществом миссию. Например, тренд на коллаборацию, партнерство ярко отражен в проекте, который из года в год получает поддержку Фонда президентских грантов, — «Мануфактуре русской игрушки». В нем принимают участие мамы особенных детей из регионов, женщины предпенсионного возраста, потерявшие работу, а также и профессиональные кукольники и мультипликаторы. Средства, полученные от продажи наборов, — это адресная помощь каждой женщине-мастеру, принимавшей участие в создании игрушки.

Для Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора предприниматели и предприятия, использующие социальные инновации в своей работе, представляют особый интерес, как объекты исследований и лидеры мнений.