Почему «повседневное предпринимательство» тоже предпринимательство?
В рамках I модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялась лекция на тему «По ту сторону Силиконовой долины: почему “повседневное предпринимательство” тоже предпринимательство?».
Спикером выступил Александр Чепуренко, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ известный социолог, специалист в области экономической социологии, автор более 200 работ, в том числе 4 индивидуальных монографий.
Основные вопросы по теме лекции сводились к следующим:
- Почему в бизнес-школах и в политике забывают о «повседневном предпринимательстве»?
- В чем заключается социальная миссия и экономическое значение «повседневного предпринимательства»?
- Какие существуют типы и формы «повседневного предпринимательства»?
- Чем предпринимательство как тип поведения отличается от непредпринимательских форм хозяйственной активности?
Лектор отметил, что понятие «повседневное предпринимательство» было введено в научный оборот несколько лет назад для обозначения всех тех типов, форм и видов предпринимательской активности, которые выполняют важные для общества функции, но при этом не становятся предметом «светской хроники». «Повседневное предпринимательство» выполняет различные функции: от стабилизации рынка труда до снижения фобии и агрессии в отношении предпринимателей в обществе, включая работу на непривлекательных рынках.
Оно также имеет важное экономическое значение — в развитых рыночных экономиках в нем создается существенно больше половины рабочих мест и производится не менее половины ВВП. Помимо этого, Александр Юльевич раскрыл понятия и особенности малого, семейного, женского, этнического, гибридного, креативного предпринимательства и самозанятости.
Чем же предпринимательство как тип поведения отличается от непредпринимательских форм хозяйственной активности? Оказывается, эффектуальной логикой, которая присуща как начинающим, так и зрелым предпринимателям. Она рассматривает будущее как принципиально неопределенное, но контролируемое путем человеческой деятельности. Лектор рассмотрел 5 принципов логики эффектуального действия. Например, один из них называется принципом лимонада, который предполагает умение наслаждаться неожиданными ситуациями.
Подводя итог лекции, Александр Юльевич отметил, что предприниматель — это обязательно человек, готовый руководствоваться логикой эффектуального мышления, а также подчеркнул, что существует множество типов и видов предпринимательства, которые так или иначе могут способствовать решению важных социальных задач.