• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как привлечь финансирование в социальный проект: инструкция к действию

Второй день II модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство» Высшей школы экономики был посвящен вопросам привлечения финансирования в социальный бизнес.

Как привлечь финансирование в социальный проект: инструкция к действию

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Краудфандинг: развенчиваем мифы

Виктория Потапова, ведущий PR-менеджер Planeta.ru и Евгения Ефимова, крауд-продюсер Planeta.ru, чьи проекты суммарно собрали больше 6,8 млн рублей, рассказали слушателям программы профпереподготовки о краудфандинге в России.

Как они отметили, в нем есть ряд отличий от пожертвования от доноров: средства привлекаются на конкретную цель; у проекта имеются финансовая цель и срок завершения кампании; спонсоры получают за свое участие вознаграждение. Краудфандинг представляет собой коллективное сотрудничество людей, которые на добровольной основе финансируют общественно значимые проекты. Planeta.ru в цифрах впечатляет: более чем 1 367 089 зарегистрированных пользователей привлекли для проектов платформы более 2 068 491 420 рублей! В отличие от займов и инвестиций спонсоры получают нефинансовые бонусы, а возвращение средств с процентами не подразумевается.  Создать проект по краудфандингу не трудно, но не так просто привлечь потенциальных спонсоров, чем приходится заниматься самому автору проекта.  

Спикеры привели интереснейшие примеры успешных проектов платформы, среди которых, например, эксклюзивный предзаказ нового альбома группы «Алиса» (его поддержали 11838 раз и собрали 1000% от требуемого) или проекты Гузель Санжаповой, которая развивает бизнес в маленькой уральской деревне, обеспечивая хорошую рентабельность каждому начинанию по возрождению жизни в деревне Малый Турыш. Они лишний раз доказывают, что многое под силу энергии одного «человека-локомотива», а ведь первый проект был создан для спасения семейной пасеки.

Спикеры поделились идеями о том, как привлекать аудиторию, как проверить идею проекта, при этом развеяв миф о том, что краудфандинг представляет собой «легкие» деньги. Занятие было насыщено полезными идеями и конкретными советами для подготовки и продвижения успешного проекта. Это тот случай, когда правила нужны, важны и работают!

У слушателей была возможность принять участие в тесте-викторине, победители которого получили памятные презенты от planeta.ru, хотя на самом деле настоящей победой для каждого в аудитории можно считать полученные лайфхаки и инсайты.

Фандрайзинг в социальном бизнесе

Юлия Якименко, руководитель проектов в МФТИ и Физтех-Союзе, эксперт Фонда социального лидерства ВкусВилл, помимо особенностей фандрайзинга в социальных проектах рассказала о таком виде привлечения инвестиций, как эндаументы, которые ведут свою историю в России с 1877 года.

Слушатели узнали о правовых основах, целях создания, формах создания, которые могут быть внутренними и внешними, разобрались в термине «зонтик» — особенностях зонтичного целевого капитала, а также плюсах и минусах каждой из форм.

Был рассмотрен и порядок формирования и пополнения целевого капитала (далее — ЦК), основанием для которого может служить пожертвование или завещание, но с определенными особенностями. Каковы могут быть цели пожертвования — на формирование/пополнение ЦК или уставная деятельность и содержание организации? А что ждет имущество в случае расформирования ЦК? Органы управления? Кто входит в Совет по использованию ЦК? На эти и другие важные вопросы были даны ответы в ходе лекции. Эксперт вместе с аудиторией по шагам разобрала, как выбрать УК, и на что обратить внимание в ходе подготовки отчетности.

Можно с уверенностью сказать, что после подробного рассказа о фондах целевого капитала у аудитории не осталось никаких неясностей.

Рассмотренная в ходе второй лекции стратегия фандрайзинга подразумевает поиск спонсоров, инвесторов и привлечение средств для финансирования своих проектов. Важно помнить, что это — прежде всего не разовые акции, а поиск ресурсов на постоянной основе.

Если вы не знаете, как организовать мероприятие по фандрайзингу, то следуйте плану пошагово: поставьте цель, определите ключевую аудиторию, подумайте о бюджете, сопоставьте даты с возможностями аудитории, организуйте PR, определите возможные партнерства и не забудьте о чек-апе. Вы можете провести: мастер-классы, семейные праздники, концерты и аукционы, экскурсии, ярмарки, спортивные мероприятия и т.д. Важно помнить о рисках и беречь репутацию!

Инновации в действии

Об инновационных способах привлечения финансирования рассказала эксперт программы, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Александра Телицына. «Богатство не означает иметь большой банковский счет. Богатство — это способность создавать богатство», — так говорит один из самых богатых людей планеты Б. Гейтс, и эта мысль может служить отличным руководством к действию.

Сегодня приоритеты бизнеса меняются, появляется необходимость не только получать прибыль, но и решать социальные проблемы, а большинство предпринимателей развивают свой финансовый интеллект — а это и есть богатство. Как отметила преподаватель, богатые убеждены, что им нужна только информация и обучение, чтобы взлететь. Бедные же думают, что другие должны дать им денег на взлет.

Рассказ побудил аудиторию задуматься, какими будут новые рабочие места и новые специальности, а какие исчезнут, и это мы можем наблюдать уже сегодня. Что будет востребовано в XXI веке?  Востребованы такие качества, как комплексное решение задач; критическое мышление; управление персоналом; эмоциональный интеллект; принятие решений; клиентоориентированность; переговоры; когнитивная гибкость. Не последнее место в этом списке занимает и креативность.

Скажем, устроить соревнования по сбору грибов ночью с ультрафиолетовой подсветкой, пройти милю «в чужих ботинках», например, мужчинам пройти этот путь на каблуках, побывать в музее в абсолютной темноте, а программный директор фонда и многодетная приемная мама Светлана Строганова решила пройти пешком из Москвы в Ярославль (270 км за 7 дней), чтобы привлечь внимание людей к проблемам защиты детства и собрать средства в поддержку работы фонда в Ярославской области.

Одним из новых заметных фандрайзинговых инструментов стал прием рекуррентных пожертвований с помощью СБП (Системы быстрых платежей) от Миксплат.

Зачем управленцу или фандрайзеру разбираться в ИИ? Простая и продвинутая аналитика данных нужна, чтобы научиться решать управленческие задачи и понимать, как сокращать факторы неопределенности при принятии решений. Например, директор по маркетингу и директор по продукту могут говорить разные вещи про одну и ту же ситуацию и аргументировать свою позицию с помощью данных, и если в компании не настроена сквозная аналитика, то найти, где истина, будет сложно.

Эксперт привела примеры проектов слушателей, среди которых — музей вертолетов, золотошвейное производство, логопедическая студия, фитнес-студия, футбольная академия, отметив, что это уникальные идеи и уже имеют гигантское конкурентное преимущество!