• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Бизнес-планирование социальных проектов: на что обратить внимание!

В рамках II модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, слушатели рассмотрели актуальные подходы к бизнес-планированию, которое позволяет сформулировать долговременные и краткосрочные цели проекта, стратегию и тактику их достижения.

Бизнес-планирование социальных проектов: на что обратить внимание!

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

В ходе интерактивных занятий с бизнес-консультантом, экспертом в управлении человеческим капиталом и создании социальных проектов Андреем Константиновым слушатели программы разбирались в подходах к составлению бизнес-плана, который позволяет определить текущее положение проекта и найти разумное решение между желаемыми и возможными результатами. Как отметил коуч, на процесс планирования проекта влияет среда, поскольку сам проект не находится в вакууме, а его окружение состоит из внешних и внутренних факторов, которые могут оказать влияние на результат.

Преподаватель предложил слушателям сформулировать и обсудить понятие бизнес-проекта, который нельзя представить без таких понятий, как идеи, деньги, цели, прибыль, миссия проекта, лидер, команда, и ни в коем случае нельзя забывать о рисках и конкуренции.  

Можно ли составить какую-то одну формулу? У каждого социального проекта — своя неповторимая формула ведения бизнеса. Преподаватель побудил слушателей задуматься о том, какова цель обучения — прокачать лежащую в основе их социального проекта идею, дополнить ее или переформулировать?

Слушатели на конкретных примерах рассмотрели план-фактный анализ, который предполагает сопоставление плановых и достигнутых по факту показателей компании за какое-то время. Этот инструмент позволяет определить эффективность бизнес-проекта. В случае серьезных отклонений может понадобиться пересборка проекта, привлечение дополнительных ресурсов для ликвидации этого разрыва. 

Важно уделять вниманию каждому этапу реализации плана, потому что можно все идеально спланировать, но в итоге план так и останется на бумаге. Необходимо помнить, что бизнес-планирование — гибкий процесс. На какие моменты стоит обратить внимание при проведении SWOT-анализа? Он показывает общую картину и направление движения, однако, нельзя недооценивать его роль и возможные ошибки, так как на полученных результатах будет выстраиваться стратегия бизнес-проекта.

Как сформулировать цели проекта? Прежде всего они должны соответствовать системе SMART и быть: конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени. Цели могут отталкиваться от вашего продукта или от социальной составляющей, от запросов и потребностей людей. Очень важно уделить внимание и своей целевой аудитории. Важно фиксировать ключевые точки развития по датам и основные показатели эффективности, проблемы сегментации целевой аудитории, большую пользу принесет для развития проекта и матрица стейкхолдеров.

Разговор не обошел вниманием и проблематику инноваций и бюджета, глубины возможного риска. Конечная цель бизнес-планирования — обеспечить устойчивое существование бизнес-проекта и реализацию его социальной миссии.

На протяжении всего времени слушатели делились фидбеком, приводили примеры из своей практики и констатировали, что они уже могли бы применить для своих проектов. Необходимо отметить, что опытный бизнес-тренер Андрей Константинов не оставляет без внимания ни один комментарий от слушателя, умея заинтересовать каждого в аудитории в решении предложенной коллегами задачи, поэтому в каждом занятии ощущается элемент тренинга личностного роста.