• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Секреты мастерства: как управлять проектом

В рамках II модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялся курс теоретических и практических занятий, посвященный развитию навыков управления проектами.

Секреты мастерства: как управлять проектом

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Глубокое погружение в эту актуальную тему слушатели осуществили под руководством Ольги Ильиной, доцента кафедры управления проектами департамента стратегического и международного менеджмента НИУ ВШЭ, профессионала управления проектами (РМР, PMI), сертифицированного специалиста по управлению проектами (СОВНЕТ, IPMA).

Актуальность владения компетенциями в проджект-менеджменте трудно оспорить: по мнению экспертов, потребность в профессиональных руководителях проектов к 2027 году по странам и отраслям составит 88,7 млн работников.  Анализ лучших практик по управлению проектами 50 ведущих компаний мира может помочь менеджеру в выборе подходящей для его проекта методологии. В России представлен разный опыт: Сбербанк, Росатом, Екатеринбургская сетевая компания, например, сертифицированы по модели IPMA-DELTA, а Газпромнефть, Аэрофлот, Северсталь — по модели ИСО ПМ (ЦОРПУ).

В чем заключается задача менеджера по управлению проектами? Необходимо разбить проект на отдельные работы, составить план их выполнения в определенные сроки и при определенных ресурсах, а также поставить задачи команде, осуществить контроль и сдать результат заказчику. В управление проектом также входит и уравновешивание противоречащих требований по качеству, содержанию, времени и стоимости.

А что представляет собою проект? Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. У каждого проекта есть свой жизненный цикл. Менеджер проекта должен иметь ответы на следующие вопросы: какие технические работы должны быть проведены в каждой фазе; в какой момент каждой фазы должны быть получены результаты и как проходит проверка и подтверждение каждого результата; кто участвует в каждой фазе; как контролировать и подтверждать каждую фазу!

Необходимо помнить, что менеджер проекта — лицо, ответственное за достижение целей проекта, а стейкхолдеры — это те, кто участвует в разных фазах проекта.

Аудитория разобрала современные подходы к определению успеха проекта, узнала, что представляет собой концептуальная модель управления проектами, и рассмотрела классическую и гибкую методологию управления проектами.

Слушатели вместе с преподавателем смогли построить сетевую диаграмму, представляющую собой графическое отображение работ проекта и их взаимосвязей, а также освоили метод критического пути — метод сетевого планирования (анализа), используемый для определения продолжительности проекта путем анализа того, какая последовательность работ (какой путь) имеет наименьшую величину резервов времени.

Для будущих высококлассных управленцев стало ясно, как разрабатывать календарный план проекта и выстраивать планирование процессов, исходя из жизненного цикла, продукта, функций, участников, что делать при ограниченном времени или ресурсах, в чем отличие управления продуктом от управления проектом, что такое программа проектов, а что такое портфель. Сложные схемы были разобраны по шагам: слушатели узнали о том, что такое WBS (Work Breakdown Structure). Удивительно, но и в СССР был похожий принцип управления при построении крупных предприятий.

В наше время цифровых технологий помощь менеджеру в проектном управлении могут оказать такие программы, как MS-project и Яндекс.Трекер.

Для достижения целей проекта очень важны отношения в команде и ее сплоченность. Стоит обратить внимание на сотрудничество с заказчиком, а также на личности и их коммуницирование наряду с процессами и инструментами.

Большую практическую пользу принес мастер-класс по созданию Устава проекта, где в качестве примеров послужили проекты создания аптечной сети и создания подъемного крана. Совместный мозговой штурм и разбор допущенных ошибок стал прекрасным завершающим аккордом этого тематического блока модуля.