• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Бизнес-модели социальных предприятий: теория и практика создания

В рамках II модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, состоялся курс, посвященный теории и практике построения бизнес-моделей социальных предприятий.

Бизнес-модели социальных предприятий: теория и практика создания

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

В теоретической части курса слушатели, настоящие и будущие управленцы социальным бизнесом, вместе с руководителем образовательных программ Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Екатериной Бесшапошниковой узнали, что такое бизнес-модель и зачем она нужна, какими бывают бизнес-модели в коммерческом и социальном бизнесе, а в ходе мастер-класса им представилась возможность на основе полученных знаний сформировать бизнес-модель для своего проекта социального предприятия, а также понять, как с ней работать дальше. Фонд «Наше будущее» системно поддерживает развитие социального предпринимательства в России и наряду с Центром стоял у истоков создания Программы профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ.

У каждого участника была возможность задать вопросы и высказать свое мнение, но при действующем правиле «одного микрофона». Ответить на вопрос «С чего начать» просто — с сути проблемы. Прежде всего необходимо описать существующую проблему потребителей. Какая острая проблема есть на рынке? Какая неудовлетворенная потребность? На сколько данная проблема большая (в деньгах, времени, усилиях)? После чего необходимо ответить на вопрос: «Как продукт/услуга ее решает?».

Таким образом, схема бизнес-модели отталкивается от логической цепочки: «Мы делаем продукт (название), помогающий пользователям (описание аудитории) решать проблемы (формулировка проблемы) при помощи (технология и “секретный соус”)». Один из секретов социального проекта — это его уникальность, также важно уметь донести это до потенциальных спонсоров.

Слушатели ознакомились с теорией построения бизнес-модели, схемой ее построения по Остервальдеру и Пинье, и узнали, чем отличается бизнес-модель для социального предприятия. Большое внимание было уделено таким элементам бизнес-модели, как клиенты и проблема их сегментации, продуктовая матрица, ценностное предложение, продукт, доходы, расходы, ресурсы, а также вопросу, как ими управлять.

Очень важным элементом является социальное воздействие, и в этом разделе бизнес-модели нужно описать, какая социальная проблема решается предприятием, каким способом она решается, какие результатов в решении социальной проблемы и в какие сроки предприятие планирует добиться.

В качестве примера бизнес-модели был приведен детский коррекционный центр, а на примере конкретных действующих предприятий была разобрана та или иная модель, предоставляющая разные услуги потребителям.

У будущих управленцев в социальном предпринимательстве была возможность выбрать те элементы бизнес-модели, которые актуальны для их бизнеса, а также обдумать возможность презентации своих уникальных предложений потенциальным инвесторам и потребителям. Во время межмодульного периода можно использовать такой инструмент, как интервью со своими потенциальными клиентами, который позволит выявить потребности клиентов и возможности конкурентов.