• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Основы бюджетирования: как распределять доходы и расходы

В рамках второго модуля программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организованной Центром исследований некоммерческого сектора и гражданского общества НИУ ВШЭ, состоялся курс занятий, посвященный основам бюджетирования.

Основы бюджетирования: как распределять доходы и расходы

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Лекции и мастер класс провела Любовь Шерышева, управляющий партнер ООО Young Group Social и член Совета Директоров группы в составе холдинга РЖД. Лекция с заголовком «Основы финансовой грамотности» была посвящена ключевым аспектам бизнес-планирования в социальном предпринимательстве. Бюджетирование как понятие пришло в российский бизнес в начале 2000-х годов, его основная цель для предпринимателя заключается в понимании, как разумно распределить доходы и расходы, потратить деньги с умом и повысить эффективность проекта на каждом из этапов его деятельности.  Намек на необходимую тактику работы с финансами был отражен в приведенной спикером цитате Льюис Кэрролл: «Знаешь, одна из самых серьезных потерь в битве — это потеря головы».

На курсе речь шла о планировании и учете финансов, о сотрудничестве с финансовыми учреждениями, дополнительных источниках дохода предпринимателей, инвестициях и их планировании, о тактике и стратегии ведения бизнеса.

Финансы являются неотъемлемой частью любого бизнеса, и они должны быть интегрированы в общую стратегию компании, включая организационную стратегию, стратегию управления, маркетинг, продажи и продуктовое планирование. Спикер акцентировала важность взаимосвязи между всеми элементами бизнеса и перехода к финансовой стратегии только после установления этой связи.

Что такое бюджет? Это план доходов и расходов на определенный период времени. Бюджетирование необходимо начинать с анализа потенциальных доходов и продаж, так как они предполагают соответствующие расходы. Было подчеркнуто, что командная работа и мозговые штурмы способствуют достижению лучших результатов.

В ходе мастер-класса, который увлек всех присутствующих без исключения, был наглядно продемонстрирован процесс составления бюджета на примере кейса с участием одного из слушателей программы, в ходе которого были определены возможные источники дохода и проведен анализ предполагаемых расходов и их временных рамок.

Аудитория ознакомилась с понятием «драйвер планирования», который играет ключевую роль при составлении бюджета. Нельзя забывать про необходимость строить финансовые предположения по месяцам и оценивать расходы и доходы реалистично, чтобы бюджет отражал реальную ситуацию в бизнесе. Также необходимо понимание, что финансист — это профессия, и для проведения необходимых расчетов в какие-то моменты можно и нужно обращаться к профессиональным финансовым аналитикам.