Как найти ответ на вопрос, есть ли у проекта будущее?
В рамках III модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, были рассмотрены особенности маркетинга в социальном проекте с позиции директора.
На вопрос, в чем секрет успешного маркетинга и какую роль в этом играет руководитель проекта, слушатели Программы отвечали вместе с Андреем Константиновым, управляющим партнером и сооснователем консалтингового бюро Hard Restart, экспертом в сфере управления человеческим капиталом, создания и реализации социальных проектов.
В рамках интерактивного семинара были обсуждения вопросы, связанные с силами влияния, такими как конкуренты, общество, инновации. Важные слова и позиции коуч предложил рассматривать с точки зрения дуальной модели: сторонники — хейтеры; ошибки — возможности; самопиар — продвижение; «все наружу — ничего не скажу». В случае такой логики, руководителя не смутит препятствие, которое можно будет рассмотреть в свете нового открывшегося пути.
На какие вопросы необходимо ответить для успешного маркетинга? Прежде всего, зачем? Канал прямой коммуникации? Также необходимо знать и ответ, какой есть способ получить обратную связь, для чего нужно любить себя. Мир быстро меняется, возникают инновационные инструменты, которые находят свое применение и в социальных проектах.
Андрей Константинов рассказал, что принимал участие в форуме логопедов, который организовала выпускница программы предыдущего потока, где узнал, что существует логопедия онлайн. Это ломает стереотипы, ведь этот вид деятельности мы представляем только при непосредственном участии специалиста. Так, конкурентом консалтинговых компаний ранее всегда выступали другие консалтинговые компании, сегодня же это может быть востребованный на рынке фрилансер.
Какие инновационные инструменты применяются в социальных проектах? Как мы увидели ранее, в подготовке эскизов и скетчей на каких-либо этапах проекта может быстро помочь искусственный интеллект. Какие примеры вспомнила аудитория? Путь до отеля помогает найти клиенту голограмма идущего по маршруту зайчика. Успешно применяются и голограммы преподавателей при чтении лекционных материалов.
Как все не поломать? Проблема выгорания в социальных проектах, по мнению коуча, — либо медицинская проблема, либо безответственность, и в первую очередь работника. Классическое сравнение для такого случая — мотылек или свеча. В силах, как директора, так и специалиста, предложить оптимальные условия с точки зрения работы / отдыха.
Главная дилемма, которая стоит перед руководителем социального предпринимательского проекта, ответить на вопрос, есть ли у проекта будущее.
«Моя задача бизнес-консультанта заключается в том, чтобы руководитель проекта понимал, есть ли у проекта рабочая категория будущего, для этого важно ответить на вопрос, как я хочу прожить следующие 5–10 лет, — подчеркнул Андрей Константинов. — Для этого необходимо четкое понимание в условиях жесткой реальности, какие управленческие задачи необходимо для этого решить».
В ходе интерактивного занятия слушатели вынесли много полезных и познавательных инсайтов, ответив для себя на вопрос, есть ли будущее у их социальных проектов и инициатив.