• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Измеряем социальный эффект: подключаем интеллект

Одной из ключевых тем третьего дня IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, стала задача оценки социального и экономического воздействия проекта.

Измеряем социальный эффект: подключаем интеллект

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Авторитетный эксперт, автор многочисленных публикаций на эту тему, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Наталья Иванова провела для слушателей лекцию и мастер-класс по оценке воздействия социальных проектов. Тема, которая с каждым годом привлекает все большее внимание российских экспертов, исследователей и практиков некоммерческого сектора.  

Наталья Иванова представила обобщенный анализ международного и российского опыта в данной области, представленных в учебном пособии «Оценка экономической и социальной эффективности добровольческой деятельности» под редакцией И. В. Мерсияновой (2018). У участников занятия была возможность непосредственно полистать страницы издания и ознакомиться с отдельными положениями учебного пособия, обратив внимание на нужные им акценты.

Эксперт рассказала о современных технологических подходах к измерению социального влияния проектов: модели «Бизнес для общественного воздействия» или Business for Societal Impact (B4SI); модели «Социального возврата на инвестиции» (SROI); модели Impact Management Project.

Существует множество подходов к оценке социального эффекта, но два из них являются базовыми — анализ затрат и выгод и логическая цепочка проекта. Социальный возврат на инвестиции (SROI) является трансформацией анализа затрат и выгод. Наталья Иванова рассмотрела принципы этих подходов и сложности, которые могут возникнуть при их применении, а также привела конкретные примеры оценки социальных проектов.

В целом оценка включает в себя комплексное изучение социальных аспектов проекта, в чем могут помочь качественные методы, такие как интервью и фокус группы, и количественные исследования, включающие опросы и статистический анализ данных о социальных изменениях. 

Оценка социального эффекта может ответить на вопросы: что стало результатом, кто получил пользу от этих результатов, сколько людей было затронуто результатами, каков был вклад проекта, какие риски были наиболее существенными. Также оценка отвечает на вопросы: какие знания и навыки приобрел благополучатель, какие изменения произошли в его поведении и отношениях с окружающими. 

Например, оценкой результата проекта проведения досуга пожилых может служить более редкое их обращение к врачам, ведь не секрет, что часто пожилые люди испытывают недостаток в общении и идут на прием к врачу, чтобы восполнить этот пробел. Слушатели привели свои примеры социального воздействия на их целевую аудиторию: например, дети стали реже болеть, возрос уровень их физической подготовки, улучшилась осанка, а вследствие этого понизилась их утомляемость на уроках.

Поскольку не существует двух похожих социальных бизнес-проектов, необходимо, опираясь на теорию, применять творческий подход к оценке социального и экономического воздействия проекта.

Важным итогом занятия стал вероятный ответ создателей социального проекта на вопрос, нужна ли им такая оценка или нет, и как ее организовать.

Тему продолжили Анастасия Ефимова, соучредитель БФ «Старость в радость», эксперт в организационном развитии и профессионализации НКО, и Юлия Ходорова, директор благотворительного фонда «Культура благотворительности», руководитель практики консультирования в таких направлениях, как стратегический консалтинг, оценка воздействия, исследования и аналитика.

Юлия Ходорова рассказала о фонде «Культура благотворительности», созданным в 2022 году командой профессионалов, которые много лет занимаются развитием культуры благотворительности и поддержкой НКО в России. Организация занимается запуском масштабных грантовых программ российских компаний, развитием сервисов для онлайн пожертвований, продвижением оценки социального воздействия, консультированием крупнейших частных и семейных фондов и исследованиями благотворительности.

Эксперты представили результаты исследования, проведенного фондом «Культура благотворительности» по запросу коалиции поддержки социального предпринимательства и фонда «Наше будущее» в 2023 году, целью которого являлось проведение анализа подхода и практик стандартизации в области оценки социального воздействия. Для анализа использовали анкеты представителей 18 организаций и 35 открытых источников. Работа может оказать существенную помощь в создании проекта системы оценки для российских социальных предпринимателей.

По замыслу заказчиков, российский подход к оценке должен ориентироваться на передовые международные практики, быть понятным, простым в применении и универсальным для разных типов социальных предприятий. В дальнейшем это позволит доброму бизнесу привлекать импакт-инвестиции для развития.

Слушатели обсудили, что включает понятие «социального предприятия», обсудили принципы базового и подвинутого принципов оценки.

Предметом внимания аудитории стала информация о сервисе оценки проектов социальных преобразований и о сервисе самодиагностики, задача которых— помочь социальным предпринимателям быть понятными государству, бизнесу и институтам поддержки.

Для кого разработан этот сервис? Как отметили эксперты, как для проектов на начальной стадии, так и уже зрелых, главное, для тех, кто готов продиагностировать свою деятельность через призму экспертов организаций поддержки, и внести вклад в развитие социального предпринимательства как «бизнеса со смыслом».

Завершающим аккордом стал мастер-класс, на котором на конкретном примере социального предприятия нашего слушателя (IT-колледж в г. Рыбинске), была построена карта стейкхолдеров и определены все возможные пути их влияния на развитие проекта.

Работа в группах оказалась чрезвычайно продуктивной, участники мастер-класса под руководством экспертов предложили неординарные решения, которые в дальнейшем будут работать на повышение эффективности социального предприятия.