Фокус на успех: как достоверно оценить бизнес-проект
В пятый и шестой дни IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, продолжился разбор проблематики оценки социального и экономического воздействия.
В этот раз преподаватели Юлия Ходорова, директор БФ «Культура благотворительности», руководитель практики консультирования: стратегический консалтинг, оценка воздействия, исследования и аналитика, и Анастасия Ефимова, соучредитель БФ «Старость в радость», предложили слушателям разобрать ряд важных вопросов, которые встают перед предпринимателем при сборе информации о воздействии его проекта на жизнь потребителей.
В первую очередь возникает проблема качественных и количественных способов получения сведений. Применительно к первому были отмечены такие аспекты, как система существенных участников, к которым обращается предприниматель для получения данных и методы для осуществления этого.
При этом внимание аудитории было сконцентрировано на том, что важным элементом обращения к участникам-стейкхолдерам, то есть заинтересованным в проекте лицам, является их деление по информационно важным для бизнеса сегментам: полу, возрасту, наличию ограниченных возможностей здоровья и т. д. Можно сказать, что успех в сборе данных безусловно зависит от индивидуализации подхода.
По окончании теоретической части участники программы перешли к практике. Разделившись на команды, они на примере ряда проектов должны были выделить в них существенных стейкхолдеров, их сегментацию и методы обращения к ним.
Проделанная группами работа выявила ряд интересных моментов. К примеру, один из участников отметил субъективизм такого качественного метода сбора информации, как наблюдение, так для его более полного осуществления необходимо обратиться к нескольким специалистам. Также участниками показана важность неформального общения со стейкхолдерами для получения обратной связи.
После перерыва преподаватели продолжили занятие погружением в теоретический массив. Был поднят вопрос о количественном этапе сбора информации, который характеризовался как подтверждающий для качественных данных.
Основное внимание сконцентрировалось на анкетировании. Как составить анкету? По какой выборке проводить анкетирование? Основные принципы составления анкеты: ясность, краткость, структура, логика, разнообразие, нейтральность, конфиденциальность, контроль качества. Важной стороной составления анкеты является ее краткость. Анкета должна быть понятной и лаконичной, чтобы респонденты могли легко и быстро ответить на вопросы.
Отработка полученных знаний состоялась в ходе практикума. Участники получили задание сформулировать вопросы для анкеты или интервью с целью выявления положительных или отрицательных изменений в жизни стейкхолдеров, которые пользуются услугами соответствующего социально-ориентированного предприятия. При этом было отмечено, что важно заложить в вопросы возможность получения информации о факторах этих изменений.
По итогу проделанной командами работы преподаватели указали на необходимость отразить в анкете вопрос о собственной уникальности соответствующего социального проекта для стейкхолдеров. Что их привлекает именно в этом предприятии? Чем оно выгодно отличается от других? Эти сведения в дальнейшем могли бы упростить работу с рекламой.
У Юлии Ходоровой и Анастасии Ефимовой были в запасе и другие интересные интерактивные задания для слушателей, которые потребовали проявления креативных качеств и фантазии, умения представить себя руководителем бизнеса коллеги и предложить беспроигрышные управленческие решения.
В заключение у участников спросили, будут ли они использовать наработки практических занятий при оценке их проектов? На этот вопрос последовал утвердительный ответ со стороны аудитории.