Учебно-исследовательская экспедиция как ресурс нового знания для студентов Вышки
Борис Кнорре организовал учебно-исследовательскую экспедицию, посвященную изучению религиозного ландшафта в Республике Марий-Эл.
Студенческая экспедиция в Йошкар-Олу, организованная по личной инициативе студентов под руководством старшего научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, доцента Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Бориса Кнорре, состоялась в мае 2024 г.
Ее участниками, помимо организатора, стали Кристина Андреева, студентка 2-го курса бакалавриата ОП «Философия» Школы философии и культурологии; Мария Гриднева, аспирант Школы философии и культурологии, секретарь НИГа «Философия религии и религиоведение»; Ксения Андреева, студентка 2 курса бакалавриата ОП «Дизайн и Современное искусство» Школы дизайна.
Участники экспедиции получили возможность ознакомиться с религиозным и художественным своеобразием Марий Эл, пообщаться с представителями культа мари, картами и официальными представителями Марийской традиционной религии (далее МТР), национальными художниками и исследователями из Марийского государственного университета (МарГу). Рассматривались два исследовательских направления — религиозное и искусствоведческое.
Цели экспедиции состояли в том, чтобы ознакомиться с современными проявлениями культа мари; изучить этническое искусство и художественную среду республики; сделать срез состояния традиционной марийской религии на сегодняшний день среди луговых мари вблизи города Йошкар-олы, а также собрать возможный этнографический материал.
При организации поездки участники поставили для себя задачу выявить отношение этнической среды к традиционной религии и её проявлениям, выявить основные тенденции в развитии марийского искусства. Также в качестве исследовательского вопроса нужно было проанализировать, как этническая среда воспринимает репрезентацию своей культуры в искусстве, насколько национальное искусство востребовано и с какими трудностями сталкиваются национальные художники.
Борис Кнорре неоднократно принимал участие в организации и проведении экспедиций, а для студентов эта поездка стала первым подобным исследовательским опытом, но тем не менее с большинством информантов студентам удалось договориться самостоятельно. Основным исследовательским методом экспедиции стало глубинное интервьюирование. Представители культа были в целом открыты к диалогу, но порой получить прямой ответ на вопрос было не просто. С некоторыми религиозными деятелями марийской традиции было не просто договориться, в частности, не удалось получить аудиенцию у главного карта МТР Александра Таныгина. Но сами по себе сложности установления контактов с информантами тоже оказались полезным опытом для студентов.
Участники экспедиции начали свое общение со встречи с профессором кафедры культуры и искусств МарГУ Галиной Шкалиной, которая рассказала о последних трансформациях мифологии и мировоззрения мари, появляющихся в том числе в местных медиа и массовой культуре, приведя в качестве примера мифологические нарративы эпоса «Югорно» (с марийского «Песнь о вечном божественном пути»), в котором описываются основы метаисторического религиозного понимания развития марийского народа вкупе с мифологией. Руководитель экспедиции Борис Кнорре, опирающийся на идеи Галины Шкалиной в некоторых своих работах о традициях мари, обсудил с профессором МарГУ эволюцию смыслов некоторых мифологических персонажей, которые он анализировал в 2007–2009 гг., когда активно проводил полевую работу в Марий-Эл и местах расселения мари смежных областях. Возможно, что разговор со Шкалиной будет продолжен в стенах НИУ ВШЭ в ближайшем году.
Также состоялась встреча с профессором кафедры философии и социально-культурных технологий МарГУ Владимиром Кудрявцевым. Он рассказал участникам экспедиции о роли символов и орнаментов в марийском культе, и в общем о финно-угорских маркерах в марийских зодчестве и искусстве.
В условиях сциентизма и трансформации религии
Для религиоведческого исследования особую ценность представляли интервью со картами (марийскими жрецами). В рамках экспедиции ее участники встретились с представителями МТР. Из беседы с главным картом общины из г. Сернура Вячеславом Мамаевым, который пришел на встречу со своим учеником Игорем Антроповым, выяснилось, что для современных представителей марийской традиционной религии характерна активная тяга к сциентистским интерпретациям религиозных сюжетов, а иногда конспирологическим идеям. Причем за основу могут быть взяты представления как из естественных наук, так и из гуманитарных областей знания.
Вячеслав Мамаев, с одной стороны, допускает присутствие в мифологической картине мари совершенно нетипичных для нее персонажей (например, духа — хранителя мира по аналогии с христианским пантократором), с другой, — стремится объяснить религиозную картину мари мистикой, замешанной на сциентизме, представлениях об энергиях, близких по духу к построениям Нью-Эйдж. В частности, по его словам, есть определенный энергетический поток, который восходит от земли, он встречается с энергетическим потоком, исходящим от солнца, и в итоге оба потока сливаются с ним в единый плотный энергетический шар, в котором каким-то неведомым образом сконцентрировано все мироздание. Этот шар существует, потому что его держит в своих объятиях некий некий дух — хранитель всего мироздания, что и отсылает к христианской картине мира. Очевидно, что как аллюзии на христианские концепции, так и представления об энергетических потоках не являются традиционными для мифологии мари, и продолжают сегодня складываться под тем или иными влиянием одновременно. Вероятно, интерес к ним со стороны наиболее влиятельной и активной части представителей марийской традиционной религии свидетельствует о внутренней потребности миноритарного культа в осовременивании традиции, соответствии духу времени.
Описанная тенденция может свидетельствовать об интенсивной трансформации марийской религиозной традиции и о стремлении традиционного религиозного культа позиционировать себя в качестве более светской, чем ранее идеологии, способной служить в качестве «гражданской религии» в понимании Р. Белла. Похоже, что эта попытка неосознанная, то есть не конструируется по чьему-либо внешнему «заказу».
Для того, чтобы увидеть разнообразие марийских традиций, участники экспедиции решили встретиться не только с представителями официальной религиозной организации — «Марийской традиционной религии», но и с независимыми религиозными деятелями, в частности, со жрецом Виталием Танаковым, который практикует проведение молений отдельно от МТР, и развивает отдельную от главной мари космологическую картину мира. Размышляя в русле идей Нью-Эйдж, Танаков берет за основу своих построений квазинаучные представления и отдельные знания из гуманитарных областей, и, сочетая их с мифологическими конструкциями, старается доказать древнее происхождение марийского народа, соразмерное со временем древних цивилизаций, таких как шумеро-аккадская. В этой связи он пытается обращаться к соответствующей литературе, в частности, рекомендует книгу, изданную в 2021 г. «Марийцы из далёкого прошлого» за авторством А. Тулая, пытающегося в рамках современной тенденции, свойственной для многих народов в рамках процесса индигенизации (термин Рональда Дора), «удревнить» представление о марийской цивилизации вплоть до начальных исторических цивилизаций.
Несмотря на все ньюэйджерские придумки и нововведения, видно, что элементы традиции все же присутствуют в рамках марийских практик, даже в такой версии, каковой является картина мира у жреца Танакова. Но они проявляются в сильно трансформированных формах. Например, одним из проявлений, демонстрирующих традиционное отношение марийцев к мирозданию, являются восприятие человеком себя как звена, связующего мир смыслов и изобретений с природой. Также, к таким проявлениям можно отнести представления о душе — о ее возможных трансформациях, связи с деревьями, о ее двойниках и т. п. В целом мифологическое мышление многих современных марийских религиозных лидеров устроено так, что появляющиеся сегодня представления они стараются встроить в традиционное мировоззрение.
Интересно, что согласно признанию Танакова, марийцы могут использовать экстатические практики спонтанной, нерациональной речи, проговаривания хаотически приходящих в голову слов как некоего «спонтанного говорения»:
«Есть берёзка, рядом ручеёк журчит, трава растёт, цветы… Садишься под эту берёзку и мурлычешь себе под нос, что в голову придёт, не думая, для чего это, с какой целью, хорошо или плохо. Созданные в таком состоянии произведения – настоящее искусство, пребывание в таком состоянии – настоящая молитва, само это состояние и связанные с ним действия – истинный путь богопознания».
Заметим, что аналог данной практики можно усмотреть в индийской медитации «девавани».
Искусствоведческие вопросы
В рамках искусствоведческой части экспедиции состоялась встреча с марийским художником, этнофутуристом и автором гербов Марий-Эл Измаилом Ефимовым в его собственной мастерской, в рамках которой художник посвятил молодых исследователей в специфику своих творческих проектов и процесса создания картин. В частности, художник прокомментировал мифологические сюжеты, изображенные на его картинах, их связь с местной марийской природой. Так, в своих работах Измаил Ефимов для своих работ проводит источниковедческие и этнографические исследования. Все его сюжеты — это отображения многовековой традиции. Также Измаил рассказал участникам экспедиции о несостыковках, которые встречаются в современных произведениях марийской культуры с традиционными образами: современная колористика фокусируется на белом, красном и чёрном, в то время как аутентичные цвета культа – жёлтый и пурпурный; образ медведя активно используется сейчас в марийских искусстве и символике, хотя медведь традиционно является хранителем подземного мира и не используется в качестве тотема в культе.
А в Национальной художественной галерее, имеющей прозвище в узких творческих кругах Мармитаж, участники экспедиции встретились с народным художником Марий-Эл, председателем Марийского регионального отделения Союза художников России в 2000–2001 годах Иваном Ямбердовым. Художник показал свои работы и также рассказал о специфике отображения в них марийской культуры.
Участники экспедиции также побывали в Национальном музее Марий-Эл им. Тимофея Евсеева, где им провел экскурсию и рассказал о трудностях полевой работы заведующий отделом этнографии Дмитрий Байдимиров. Он пояснил, что достаточно серьезно относится к местным народным религиозным традициям, и этот личный интерес реально помогает ему на уровне интуиции анализировать разные, порой разноречивые элементы марийских народных традиций, и обнаруживать их целостную взаимосвязь. Дмитрий рассказал о реестре святых рощь в Марий Эл и о работах по их реставрации и сохранению, которые проводятся работниками музея совместно с местными жителями.
Экспедиционная группа в рамках исследования культурной жизни региона и национального искусства также посетила постановку «Ревизора» в Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетана и Республиканский музей изобразительных искусств. Данный опыт полезен для студентов в рамках знакомства с современными проявлениями марийского искусства.
Материал, полученный в ходе экспедиции, будет использован в исследовательских работах студентов. В частности, в статье «Демонизация божеств: некоторые проблемы дуализма на примере тюрко-монгольской и финно-угорской религиозно-мифологических систем» Марии Гридневой, в модульном проекте — визуальном исследовании «Этнофутуризм. Диахрония культуры мари» Ксении Андреевой, а также в курсовой работе «Формирование жреческой догматики и её влияние на культ мари» Кристины Андреевой.
Итоги экспедиции
В результате осмысления интервью, полученных во время экспедиции, было сделано наблюдение относительно амбивалентности сакрального Керемета — бога, являющегося, согласно марийской мифологии, антагонистом главного марийского бога Ош Поро Кугу Юмо (Большого белого доброго бога). Согласно наиболее древним упоминаниям Керемета, он был гораздо меньше демонизирован, чем в позднее время, когда территория Поволжья испытала большое воздействие христианства. Однако современные носители традиции согласились с навязанной христианством демонизацией, в чем можно видеть определенную трансформации. В целом, на основе наблюдений можно утверждать, что МТР во многом является искусственным конструктом, стремящимся к унификации разнообразия культа и не отображающим полностью мировоззрение мари.
Еще одним результатом опросов оказались наблюдения, касающиеся художественной жизни республики. Марийская культура служит вдохновением для художников. В своём творчестве художники стараются по-своему отразить этническое происхождение, не скатываясь в иллюстративный подход. Каждый из них опирается на свою технику, выработанную годами практики академического рисунка и монументальной живописи. При этом наблюдается два основных подхода к рефлексии этнической и культурной принадлежности в искусстве. Некоторые художники рефлексируют через собственное видение и ощущение культа, в то время как другие обращаются к этнографическим материалам.
Йошкар-Ола или как ее иногда называют, Йошка или Йола (в марийском обиходе), — сравнительно небольшой город с яркой религиозной жизнью. Эта экспедиция стала первым подобным опытом для студентов и важным шагом в рамках индивидуальных исследований. По итогам экспедиции студенты получили новый опыт и материалы, которые отразятся на дальнейших научных работах по индивидуальным направлениям. Однако недели оказалось недостаточно, чтобы съездить и напрямую пообщаться с обычными жителями, представителями этноса и приверженцами традиционной религии. В частности, больший исследовательский потенциал имеет поездка по деревням республики, ведь жизнь в деревне вблизи священных рощ — основа марийского самосознания.
Участникам также удалось встретиться с административным руководителем МТР Александром Бирюковым, представителем Всемарийского Совета Галиной Ласточкиной и главным картом Йошкар-Олинской общины МТР Юрием Дмитриевичем.