• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Этичное потребление как индикатор и ресурс трансформации гражданского общества в России

Одним из самых запоминающихся событий Международной летней школы «Эволюция институтов самоорганизации и благотворительности», организатором которой выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, стала лекция «Этичное потребление как индикатор и ресурс трансформации гражданского общества в России».

Этичное потребление как индикатор и ресурс трансформации гражданского общества в России

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Лекцию провела Марина Шабанова, профессор Департамента прикладной экономики факультета экономических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Ее первая часть была посвящена теоретическим основам. Докладчица подчеркнула, что этичное потребление подразумевает покупку или использование благ с учетом их воздействия на будущее поколение и окружающую среду. Оно включает в себя практики этичных покупок, бойкотов, сокращение образования бытовых отходов, раздельный сбор и утилизацию отходов, а также добровольное сокращение потребления. Этичное потребление стало своеобразным «голосованием деньгами за более справедливый мир» и особым направлением развития гражданского общества.

В рамках этичного потребления было выделено две модели. Первая, деонтологическая, делает акцент на моральных принципах. Вторая, консеквеционистская, опирается результаты потребления – экологический эффект. В качестве примера активности, основанной на этичном потреблении, может служить плоггинг — особый формат пробежек, во время которого бегун собирает мусор, делая свой район немного чище.

Вторая часть доклада была посвящена эмпирическому исследованию, начатому в 2014 году, которое опирается на всероссийские опросы населения (2014, 2017, 2020 и 2022 годы) в рамках мониторинга состояния гражданского общества, проводимого Центром при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, и анализирует вовлеченность россиян в практики этичного потребления. В ходе анализа выяснилось, что процент граждан, участвующих в этичных покупках, вырос с 17% в 2014 году до 25% в 2020 году. Основной мотивацией для людей стала забота об экологии и отказ от продукции, тестируемой на животных. Практика раздельного сбора мусора также продемонстрировала значительный рост: с 11% в 2014 году до 34% в 2020 и 2022 годах. 

По данным 2022 года, 44–45% россиян включены в один из способов сортировки отходов — сбор батареек, сдачу отсортированных отходов в специальные пункты приема и контейнеры у дома. Докладчик отметила, что у практик сокращения потребления есть не только экологическая, но и солидарная составляющие. В 2022 году 41% опрошенных передавал ненужную мебель, технику и одежду друзьям или соседям, а 24% делали это бесплатно через благотворительные фонды. Только 22% россиян не участвуют ни в одной из практик этичного потребления. Остальных можно разделить на «начинающих» (участие в одной-двух практиках), «продвинутых» (три практики) и «ядро» (четыре-пять практик). Доля «продвинутых» и «ядра» составила 29%. По словам М. А. Шабановой, этичное потребление способствует расширению сфер гражданского общества. Этим практикам чаще всего следуют сотрудники НКО и участники традиционных форм гражданской активности (пожертвования, волонтерская работа). Однако через этичное потребление в гражданское общество также вовлекаются новые люди, не участвующие ранее в НКО или волонтерской деятельности. Лектор отметила, что вклад этичного потребления в формирование гражданского общества выше, чем вклад в установление устойчивого развития, иными словами — достижения экологического баланса.

Доклад вызвал оживленную дискуссию и многочисленные вопросы аудитории, на которые спикер дала развернутые, убедительные ответы. Участники летней школы поделились своим опытом, рассказали о региональных особенностях практик этичного потребления, а также задали ряд практических вопросов.